ФЕСТИВАЛЬНЫЙ СЕЗОН НА СТАРТЕ

Новый сезон едва-едва теплится, но уже в сентябре стартуют два, пожалуй, самых влиятельных из региональных форума с абсолютно разными программами: «Реальный театр» в Екатеринбурге и Международный Волковский в Ярославле. Публикуем обзор их программ. Подробная хроника событий — в дни фестивалей.
http://ptj.spb.ru 30 августа 2013 Ирина Алпатова
3456

ХП Всероссийский фестиваль «Реальный театр» откроется 2 сентября. Его организаторы — Екатеринбургский ТЮЗ и один из известнейших театральных деятелей России Олег Лоевский, который лично определяет фестивальную программу.

Репутация форума давно не подлежит обсуждению. «Реальный театр» — это прежде всего честная и объективная картина современного театра, а не просто демонстрация определенных достижений. Для организаторов и участников важно не только показать симптоматичные спектакли, но и обнаружить новые сценические тенденции и попытаться их проанализировать. Тем более что одним из принципов «Реального театра» является ориентация не на звездные имена, а на звездные — то есть состоявшиеся — спектакли.

«Добрый человек из Сезуана». Сцена из спектакля.
Фото — архив Театра им. А. Пушкина.

В афишу фестиваля по традиции вошли наиболее значимые спектакли минувшего сезона, поставленные как в столичных, так и в региональных театрах. Фестивальная география весьма обширна — от Москвы и Санкт-Петербурга до Барнаула и Улан-Удэ. Среди мэтров стоит отметить Льва Додина и Юрия Бутусова. Санкт-Петербургский Малый драматический театр — Театр Европы привезет в Екатеринбург спектакль Льва Додина «Враг народа» с участием Сергея Курышева, Елены Калининой, Игоря Черневича, Екатерины Клеопиной, Сергея Власова и других артистов. Одноименная драма Генрика Ибсена в минувшем сезоне была весьма популярна не только в российском театре, подчас провоцируя молодых драматургов на свежие адаптации текста и проблем, в нем поднятых. Додин решил опереться на ибсеновский оригинал, синтезировав в своем спектакле так называемые экологические, социальные и ментальные вопросы.

Еще один гвоздь фестивальной афиши — «Добрый человек из Сезуана» московского Театра им. А. С. Пушкина, уже начавший сбор премиального урожая, который обещает быть весьма щедрым. Юрий Бутусов сделал притчу о мире, утратившем системы координат. Спектакль рождался из сотни актерских этюдов, которые обрабатывались режиссером и нанизывались на единый стержень эмоционального действия. В спектакле заняты Александра Урсуляк, Александр Матросов, Александр Арсентьев, Вера Воронкова и другие артисты.

«Онегин». Сцена из спектакля.
Фото — архив театра «Красный Факел».

«Онегин» Тимофея Кулябина новосибирского театра «Красный факел» тоже добавляет афиши весомости, поскольку это одно из ярчайших и жестких молодых высказываний о театре и мире, литературе и жизни, о современном человеке и его выборе, помноженное на замечательное актерское исполнение.

Принципиальная часть афиши «Реального театра» — спектакли молодых режиссеров: Семена Серзина («У нас все хорошо» Д. Масловской в театре «Сцена-Молот», Пермь), Дениса Бокурадзе («Фрекен Жюли» А. Стриндберга в Театре-студии «Грань», Новокуйбышевск), Дениса Хусниярова («Платонов. Живя главной жизнью» в Лаборатории ON. театр, Санкт-Петербург), Дмитрия Егорова («С любимыми не расставайтесь» А. Володина в Молодежном театре Алтая, Барнаул), Павла Зобнина («Любовь людей» Д. Богославского в Русском драматическом театре Улан-Удэ). XII «Реальный театр» посвящен 290-летию Екатеринбурга. А потому ТЮЗ решился на эксперимент — создание вербатим-проекта о городе в рамках драматургической лаборатории «Живому театру — живого автора». Его премьера тоже состоится на «Реальном театре».

XIV Международный Волковский фестиваль в Ярославле пройдет с 15 по 26 сентября и включает в себя два десятка драматических, музыкальных, хореографических и детских спектаклей.

Формат этого форума не предполагает показа только новинок последнего сезона, главным условием участия в Волковском становится качество спектакля и его зрительский резонанс.

В последние годы Волковский фестиваль заметно трансформировался. Если раньше это был парад достижений (подчас сомнительного свойства) региональных российских театров, то сейчас форум вышел на иной качественный уровень (арт-директор фестиваля — Ольга Никифорова). Провинциальные театры, впрочем, все также представлены в его афише, но их спектакли порой могут конкурировать со столичными. У фестиваля появился девиз — «Русская драматургия на языках мира», одновременно заявивший определенную концепцию форума. Конечно, случаются и отступления от этой четкой определенности, но они идут только на благо форуму. Так, в программу нынешнего фестиваля включен спектакль «Цена» Московского академического театра им. Вл. Маяковского (режиссер Леонид Хейфец) по одноименной пьесе знаменитого американского драматурга Артура Миллера. Зато ярославский зритель получит возможность оценить блистательную и очень русскую психологическую манеру игры Евгения Байковского в роли Грегори Соломона.

«Год, когда я не родился». Сцена из  спектакля.
Фото — архив Театра-студии п/р Олега Табакова.

И еще одна особенность Волковского — его многожанровость, на что редко отваживаются региональные фестивали. Плюс желание продемонстрировать публике те события, вокруг которых в столицах кипели споры и дискуссии, доходившие порой до скандалов.

Фестиваль откроется нашумевшим спектаклем Константина Богомолова «Год, когда я не родился» по пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря», номинированным на прошлогоднюю «Золотую Маску» (Театр под руководством О. Табакова). Это весьма острая и социально значимая работа режиссера, наводящая мосты между недавним советским прошлым и современным состоянием дел и умов, с участием Олега Табакова, Натальи Теняковой, Розы Хайруллиной, Дарьи Мороз и других известных актеров.

«Орфей и Эвридика». Эвридика — Ирина Наумкина.
Фото — архив Театра им. Федора Волкова.

На фестивале можно будет увидеть работы «Гоголь-центра», одного из хедлайнеров сезона минувшего: спектакль «Митина любовь» по Бунину в постановке Владислава Наставшева и спектакль-концерт «Утесов» Дмитрия Хоронько и Оркестра под управлением Максима Пиганова. Будут представлены и результаты деятельности обновленного Центра им. Вс. Мейерхольда: «Иллюзии» и «Сентенции Пантелея Карманова» Ивана Вырыпаева в постановке молодых режиссеров Вячеслава Чеботаря и Заруи Антоняна. К новаторским постановкам стоит отнести и спектакль Бориса Павловича «Видимая сторона жизни» Кировского театра «На Спасской».

На Волковском фестивале можно будет услышать знаменитую Елену Образцову, которая споет русские романсы, и полюбоваться хореографией Начо Дуато в спектакле Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко «Первая вспышка / 1st Flash. В лесу / Na Floresta. За вас приемлю смерть / Por Vos Muero».

Сам же Волковский театр, помимо показа «золотомасочного» спектакля Евгения Марчелли «Без названия», в рамках фестиваля обещает премьеру построенного на пластике «Орфея и Эвридики» (режиссеры Ирина Ляховская и Руслан Кудашов).


Читайте также