Выставка утерянных и вновь обретенных двухвековых икон открылась в Улан-Удэ

Лики святых руки европейского мастера. И речь идет не о заграничной выставке. Более 20 полотен Карла Рейхеля привезли в Улан-Удэ из… Кяхтинского краеведческого музея. Об этих работах трудно говорить без эмоций. Иконы Рейхеля в XX веке потерялись. Казалось, бесследно. Но 7 лет назад их нашли — в архивах Кяхтинского музея. Бесценные с точки зрения религии и искусства, они хранят тайну времени. До сих пор историю коллекции восстанавливают по крупицам.
http://arigus-tv.ru/
1793

Галина Мостовщикова, руководитель филиала национально-культурной автономии поляков «Наджея» в г. Кяхта: «Они были написаны в 1848-1853 годах для нашего небезызвестного храма, Воскресенской церкви, которая славилась на всю Сибирь и Дальний Восток. Она была одной из богатейших церквей. И вот именно его, Рейхеля, выбрали для того, чтобы он написал эти иконы для трехъярусного алтаря.» Художника польского происхождения Карла-Христиана-Филиппа Рейхеля судьба надолго связала с Россией. Он закончил Императорскую академию художеств. Жил в Москве. А потом и вовсе переехал в Иркутск, на родину жены, падчерицы декабриста Юшневского. 
Эльвира Райцанова, хранитель музейных коллекций Кяхтинского краеведческого музея: «Имя художника протежировал московский купец первой гильдии Боткин, и по его рекомендации, так как он серьезно занимался иконописью в 20-е годы на Украине, кяхтинское купечество выбрало Рейхеля.» На выставке представлены и две работы с необычной историей. При ближайшем рассмотрении на иконе Господа Вседержителя можно обнаружить масляные подтёки. Приблизительно в 20-30-е годы эта икона и образ Божьей Матери чудесным образом мироточили. 

Но сейчас иконы сами — в ожидании чуда. Две самые большие работы даже не повезли в Улан-Удэ. Наследство Рейхеля — 24 полотна — требуют руки специалиста. 
Марек Зелиньски, генеральный консул республики Польша в Иркутске: «Их надо сейчас сохранить, их надо реставрировать, для этого надо деньги, надо, конечно, специалистов. Какой-то грант, целевая программа уже на уровне Федерации Российской, конечно, нашего министерства культуры. Если бы нам это удалось, это очень серьёзный, хороший шаг, поэтому выставка увидела свет. Чтобы обратили внимание и приняли меры. После показа в Художественном музее им. Сампилова Улан-Удэ коллекцию законсервируют. И только Бог знает, сколько времени понадобится, чтобы она вновь явилась на публику.

Читайте также