Дети Бурятии рисуют японскую музыку

27 ноября в Бурятской филармонии учащиеся Детской художественной школы им. Р.С. Мэрдыгеева и студенты отделения живописи, декоративно-прикладного искусства и дизайна Колледжа искусств им. П.И. Чайковского приняли участие в музыкально-художественном проекте «Рисуем музыку». Инициатором этой акции стала японская пианистка Томона Миядзаки.
Филипп Стефани, студент II курса ИФМК БГУ
2819

Томона Миядзаки, известная японская пианистка, которая уже сегодня вечером выступит со своим концертом перед взрослой аудиторией, с 2006 года курирует музыкально-художественный международный проект «Сакура с детьми». До Улан-Удэ этот проект был представлен в Японии, Америке, Мексике, Франции, а также во многих городах России.

Главной особенностью проекта является то, что в разных уголках земного шара Томона Миядзаки играет одну и ту же музыкальную композицию, написанную по её просьбе талантливым японским композитором Гинга Кобаяси. В основе композиции традиционная японская песня «Сакура, сакура». Эта песня посвящена весне, когда по всей Японии расцветают вишнёвые деревья – сакура, являющиеся символом страны.

Однако взяв в свои руки кисти и карандаши, юные художники Улан-Удэ, как и участники проекта в других городах и странах, не знали ни названия музыкального произведения, ни имени его автора. Эту, ещё одну, особенность своего проекта Томона объясняет желанием понять, что представляют дети, никогда не видевшие цветущую сакуру воочию, слушая музыкальное произведение с одноименным названием. Именно этот вопрос и стал отправной точкой уникального международного проекта.

Рисовать музыку не самое простое занятие, даже сама Томона призналась, что ей это не всегда удаётся. А вот что получилось у улан-удэнских ребят, можно будет увидеть сегодня перед концертом, все работы будут представлены в фойе филармонии. Необычная выставка будет работать только один день, после чего Томона Миядзаки заберёт рисунки с собой в Японию.

Общаясь с журналистами Томона прежде всего рассказала о проекте, а также ответила на несколько других вопросов.

- Томона, хотелось бы уточнить, какова главная идея проекта?

- Первоначальная идея была понять, как дети воспринимают музыку саму по себе, не ориентируясь ни на границы, ни на конкретные страны. Понять, как они чувствуют музыку вообще и как воспринимают именно японскую мелодию. А теперь, когда мы узнали, что Олимпийские игры 2020 года будут проходить в Японии, у нас появилась ещё и конкретная задача. Мы хотим собрать как можно больше рисунков детей из разных стран и представить их работы на выставке в дни Олимпиады.

- А что повлияло на возникновение самой идеи «рисовать музыку»?

- Самая первая идея возникла благодаря тому, что я сама изучала творчество Микалоюса Чюрлёниса, который, как известно был и художник и композитор. И именно увлечение его творчеством навеяло мне такую идею. Захотелось узнать, как люди представляют музыку образами, когда она звучит.

- Вы учились музыке в Японии, затем поступили в Московскую консерваторию. Что повлияло на Ваше решение продолжить музыкальное образование в России?

- В Японии я познакомилась с замечательным педагогом, профессором Московской консерватории Кастельским. И вот эта встреча и знакомство с ним и привели меня в Россию. Потому что самое важное, это всё-таки отношения человека с человеком. Именно качества Валерия Владимировича, и как человека, и как педагога меня привлекли.

- А как вообще к Вам пришло увлечение музыкой?

- Я родилась в музыкальной семье. Моя мама – певица, а отец – виолончелист. Поэтому вокруг меня с детства звучала музыка. Я познавала мир через музыку, и именно это определило мой интерес и увлечение музыкой в последующем.

- А какие у Вас ещё есть интересы, возможно, литература, история?

- Меня очень интересует психология. Музыка и психология.

- Возможно, и Ваше увлечение психологией лежит в основе проекта «Рисуем музыку»?

- Да, это тоже сыграло свою роль. Я убеждена, что когда ребёнок начинает свободно рисовать то, что он слышит и чувствует, проявляется его внутренний мир, то, что он в этот момент переживает. И вот через то, что проявилось, вышло, можно легче найти контакт с этим ребёнком. Ребёнок же не взрослый. Это взрослый человек начинает анализировать, а ребёнок, он рисует не для анализа. Он рисует то, что чувствует.

- В 2011 году Вы участвовали в Международном проекте, в котором также принимали участие известные в Бурятии музыканты Намгар и Евгений Золотарев. Когда произошло Ваше первое с ними знакомство и как часто Вы с ними выступаете в одних проектах?

- Мы познакомились в 2008 году в Узбекистане, где проходил музыкальный фестиваль. Мне вначале понравилось их выступление, меня очень привлекла бурятская музыка. А затем мы подружились и стали выступать вместе. Даже можно считать, что это знакомство и определило мой приезд в Бурятию.

- Вы впервые в Бурятии. Какие ассоциации, возможно музыкальные, у Вас возникли при знакомстве с местным колоритом?

- Здесь в Бурятии чувствуется особенная сила природы и переплетение разных культур. Это чувствуется сразу. Я только спустилась с трапа самолёта, как сразу почувствовала эту особенную смесь современного и чего-то коренного национального.

- Большое спасибо, Томона. Удачи Вашему проекту и до встречи на концерте.


Читайте также