«Я – счастливый человек!»

В 2013 году вся творческая общественность республики и просто любители искусства отмечают знаменательное событие – 80-летний юбилей известного художника-живописца, заслуженного художника Бурятии, народного художника Бурятии, члена Союза художников СССР и России (с 1964 г.), Иннокентия Григорьевича Налабардина.
Хорчинова Сожилма Рыгзыновна, Чечева Анастасия Владимировна, научные сотрудники Художественного музея
4631

Иннокентий Григорьевич  родился 19 апреля 1933 года в г. Улан-Батор Монгольской Народной Республики. Опуская подробности нелегкого послевоенного детства, отметим, что становление его как живописца проходило в несколько этапов и началось еще в юные годы, в художественном кружке городского Дома пионеров, где он получил первые уроки рисования. Важным фактом биографии является его знакомство в это время с основоположниками профессиональной бурятской школы живописи – Цыренжапом Сампиловым, Романом Мэрдыгеевым и другими, которые, несомненно, повлияли на его решение стать художником. Углубить полученные в городском кружке знания, сформировать профессиональные навыки живописца удалось во время дальнейшей учебы в Иркутском художественном училище, которое он с успехом окончил в 1958 году. Из творческой биографии художника также известно, что после службы в рядах Вооруженных сил, в период с 1960 по 1970-е годы он работал художником в Бурятском книжном издательстве. В это же время И.Г. Налабардин принял для себя решение учиться дальше и поступает в Московский полиграфический институт (ныне академия им. Фаворского) (1968-1973), удачным завершением которого становятся замечательные, с настоящим мастерством выполненные иллюстрации к книге Ж. Тумунова «Степь проснулась», которые, к сожалению, в настоящее время сохранились только в архивах института.

Много работая, И. Налабардин иллюстрировал  произведения  А. Бальбурова, М. Жигжитова, Ж. Тумунова и др., трудился над оформлением учебников. По совету своего учителя, Павла Григорьевича Захарова, который  в свое время помог определиться с дальнейшим творческим путем,  сказав ему «Не распыляйся, ты - живописец», он оставляет полиграфические работы и переходит к живописи и графике.

       80-летие художника совпало в этом году с еще одной значительной юбилейной датой – это 55-летие его творческой деятельности. За эти годы И. Налабардин стал участником многих всесоюзных, российских, зональных, республиканских и зарубежных выставок. Многие его произведения хранятся в Республиканском художественном музее им. Ц. С. Сампилова,  в  Шушенском мемориальном музее В.И. Ленина, в музее Н. Фешина (США), а также в частных коллекциях в России и за рубежом  (Германия, Франция, Монголия).

       Несомненно, И.Г. Налабардин известен сегодня как художник огромного, разностороннего таланта. Нельзя найти ни одной сферы творчества, в которой бы не реализовывал себя этот великолепный живописец. 

Но отдельным, совершенно особенным мотивом  его творчества стала любовь к Монголии. Эта удивительная страна, с богатой историей и многогранной культурой на протяжении всей сознательной жизни притягивала и манила к себе воображение художника. Не раз он перечитывал «Сокровенное сказание монголов» и «Жестокий век» Исая Калашникова, постепенно формируя в сознании монументальный образ величественного и могущественного полководца-завоевателя, великого хана Монгольской империи - Тэмуджина. И хотя  образ этого выдающегося исторического деятеля вдохновлял и продолжает вдохновлять на создание произведений искусства многих бурятских художников (И. Дадуев, Л.Доржиев, Д. Пурбуев, Ч. Шенхоров и др.),  однако же, наверное, только Иннокентий Налабардин упорно шел к  его воплощению более десяти лет. Идея создания живописного произведения такой тематики, как признается сам художник, зародилось у него еще в 70-80-е гг. Тогда председатель Союза художников республики Бурятия, Д.Н.Д. Дугаров, отнесся к этому с большой долей критики. Тем не менее, спустя время, из-под кисти художника вышел мощный триптих «Из глубины веков». Мало кто знает, что он был выполнен в трех вариантах. Первый из них был закуплен музеем имени Николая Фешина (Чикаго, США) вместе с работами других бурятских художников (Ч. Шонхорова, Ю. Мандаганова).  Второй в 2006 году  был подарен Иннокентием Григорьевичем Правительству Монголии в честь 800-летия образования Монгольской империи, а также в знак дружбы и искреннего уважения к истории и культуре монгольского народа.  В настоящий момент уже готов третий вариант триптиха, который впервые будет представлен на персональной выставке в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова. На данном варианте художник изобразил Великого хана  в состоянии покоя и задумчивости, при этом сохраняя основное колористическое и композиционное решение. Надо сказать, что художник на протяжении всей жизни постоянно пересматривает образ Чингисхана находясь в поиске, отмечая, что ему «все время хочется что-то переделать, доделать. Трудно остановиться... » – говорит мастер. В мастерской художника находится много эскизных набросков, этюдов, которые он использовал при создании триптиха «Из глубины веков» и других работ.           

Кроме вышеназванной работы, не менее известной является и его триптих «Поход Хори-бурят» (2002-2003), который своей тематикой обращает нас к важному историческому событию в жизни бурятского народа – поездке делегации Хори-бурят в Москву, к Петру Первому. Интересно, что совсем недавно (сентябрь 2008) триптих был приобретен Администрацией г. Улан-Удэ, ко Дню города и 85-летию Республики Бурятия. Теперь эта работа украшает здание мэрии, однако посетители смогут увидеть ее на юбилейной выставке.

Монголии посвящены и многие другие произведения И.Г. Налабардина. Все они отличаются великолепно подобранным композиционным и цветовым решением. Как бы не экспериментировал художник с различными средствами живописи, в конечном итоге им создается неподдельное ощущение бескрайних монгольских степей, ее величественной, ни на что не похожей природы, убедительно передается дух времени. И даже, несмотря на размер живописной работы, монументальность задуманного образа в ней неизменно сохраняется. Говоря о пейзажных композициях художника, нельзя не отметить те из них, которые посвящены родной для него Бурятии. Красота и необъятность Байкала, манящая недостижимость гор, широта и просторы бурятских степей – все  это с любовью и тщательностью переносит художник на холст.

Сегодня И.Г. Налабардин известен не только тонко выполненными жанровыми работами, пейзажами, но и великолепными портретами, в которых ему удалось передать всю палитру человеческих чувств и переживаний, подметить индивидуальное качество каждого портретируемого («Ангарский военком (Балтахинов)», «Каландарашвили», «портрет чабана Ц. Жакова», «портрет писателя  М.М. Жигжитова» и мн.др.).

И, конечно же, кроме всего прочего, И.Г. Налабардин знаком многим как оформитель здания Министерства мелиорации и водного хозяйства Республики Бурятия, Городской больницы № 1 г. Улан-Удэ, Дворца бракосочетания, а также Дворца культуры в селе Новая Брянь Заиграевского района.  Что еще раз без лишних слов подтверждает глубину его таланта. 

Сам о себе Иннокентий Григорьевич сказал когда-то «Я – счастливый человек!». Творчество И.Г. Налабардина – это, несомненно, важная составляющая  искусства Бурятии и символ эпохи.


Фото предоставлены Национальным музеем РБ

Читайте также