Тридцать третья гимназия рекомендует: премьера в Русском драматическом театре

23 декабря зрительный зал Русского драматического театра им. Н.А. Бестужева восторженно ахал, сочувственно вздыхал, замирал в отчаянии,  облегчённо выдыхал и под конец разразился громом аплодисментов. Мальчишки и девчонки расходились, бурно обсуждая  спектакль «Звёздный мальчик». А обсудить действительно было что.
Филипп Стефани, студент II курса ИФМК БГУ
3877

Новая постановка Русского драматического театра не только повод для восторга у юного зрителя, но и серьёзная тема разговора для взрослой аудитории. И первый вопрос здесь: оправдан или нет выбор режиссёра и театра. Не скрою, впервые, когда я узнал, что в русском театре будут ставить Оскара Уайльда, причём не пьесу, а произведение, требующие написания инсценировки, я удивился. Выбор режиссёра Артёма Баскакова мне тогда показался не самым простым и даже не совсем понятным. Для детской новогодней сказки Оскар Уайльд, знакомый не каждому взрослому, подходил мало. Впоследствии услышав об использовании по ходу действия мультимедийных технологий, насторожился: не потеряется ли за всем этим главное и поймёт ли современный улан-удэнский школьник, что хотели ему на самом деле рассказать писатель Оскар Уайльд и режиссёр Артём Баскаков. И только посмотрев «Звёздного мальчика», я понял, режиссёр не ставил новогоднюю сказку, его идея, его замысел – это серьёзный спектакль для детей и взрослых, который можно и, главное, нужно смотреть независимо от времени года, личных предпочтений и даже настроения. Если вам будет грустно, и вы придёте в театр, спектакль «Звёздный мальчик» подарит вам надежду, если вам будет весело, и вы придёте в театр, писатель, режиссёр и актёры заставят вас задуматься. Сколько бы вам не было лет, вы не уйдёте разочарованным.

Конечно, трехлетний малыш вряд ли поймёт философский подтекст сказки, но и он вполне может оказаться настоящим зрителем. Как, например, мальчик Егорка, так внимательно и трогательно наблюдавший за происходившим на сцене, что не поговорить с ним после спектакля было просто нельзя. Его ответ « про зайчика» на вопрос о чём же сказка, которую он посмотрел, меня не разочаровал, а ещё больше убедил, каждый ребёнок, независимо от возраста, способен понять главное. Егорка, которому всего три года, выбрал в качестве главного – зайчика. И это не случайно, зайчик в сказке – один из главных персонажей, олицетворяющих добро.

Ребята из гимназии № 33, вопреки моему предположению, говорили не о спецэффектах и элементах компьютерной игры «Сall of Duty», использованных в спектакле, а о добре и зле, о любви и жестокости, о душевной чёрствости и о жертвенности.  Именно их ответы, а ещё раньше атмосфера зрительного зала меня и удивили больше всего. То, что для большинства ребят сюжет сказки был незнаком, то, что они её не читали, было понятно по раздававшемуся со всех сторон шёпоту. Вот этот шёпот и потряс меня! Подростки 12-14 лет абсолютно искренне  переживали за судьбу главного героя, и им так хотелось, чтобы у сказки был счастливый конец.  «Опять идёт, теперь из-за него всё закончится плохо», «Не отдавай! Не отдавай!», – шептали девочки. «Всё будет нормально, заяц что-нибудь придумает», – взволновано и осторожно делились своими предположениями мальчишки. Я улыбался. Меня, не только читавшего и любящего Оскара Уальда, но и неоднократно смотревшего различные экранизации его произведений (в том числе спектакль «Портрет Дориана Грея», показанный прошлой осенью на сцене русского театра читинцами), реакция школьников не могла не веселить, но улыбался я другому. Сам недавний ученик школы, я всегда воспринимал тех, кто младше, как что-то неуправляемое и даже агрессивное, во время спектакля я увидел совсем других подростков, способных сопереживать и, как говорили в одном фильме, «тонко чувствовать», но при этом оставаться самими собой, стонущими от восторга при виде компьютерных «стрелялок». И поэтому спектакль «Звёздный мальчик» – это ещё и возможность для родителей лучше узнать своего ребёнка, а возможно и вернуть взаимопонимание с ним.

Конечно, «я не волшебник, я только учусь», поэтому мне сложно профессионально судить обо всех достоинствах и недостатках спектакля, работы режиссёра, актёров. Я могу делиться лишь своими впечатлениями. И пусть это будут впечатления, но они отличные. Мне понравилось всё: сценография, костюмы, свет, музыка, но прежде всего актёрская игра.

Анастасия Турушева – мышь и дочь дровосека  – была просто неподражаема, особенно в роли девочки.

Владимир Барташевич – заяц – к своим актерским победам над зрительным залом может добавить и эту. Сам видел, как мальчишки подходили после спектакля пожать ему руку.

Аннета Овчинникова – сова. Такой очаровательной и одновременно мудрой совы нет не в одном театре, только в нашем.

Пётр Прозоровский – крот-философ, стражник и сын дровосека, три абсолютно разных по темпераменту образа. И они настолько по-разному сыграны, что я не сразу понял, что это один актёр.

Екатерина Белькова – жена дровосека – искренняя и органичная, как и в каждой своей роли.

Александр Кузнецов – колдун. Невероятный и неожиданный темперамент, для актёра, так талантливо играющего Молчалина в «Горе от ума».

Марина Ланина – нищенка и королева. Удивительная, нежная, трогательная и тоже неожиданная, особенно после образа Жанны в одноименном спектакле.

И, конечно, исполнитель главной роли Егор Филиппов. То, что Егор ещё только учится во ВСГАКИ я знал, но то, что он студент 3 курса было для меня неожиданностью. Мне и до этого приходилось видеть, как профессионально работают в спектаклях студенты академии, это и «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова и пластический спектакль «Бабочки полёт», но то, как работал Егор в спектакле «Звёздный мальчик» заслуживает особого внимания. Не на сцене «Феникса», а на сцене Русского драматического театра! Не «один из», а «на равных с…»!

И это было действительно на равных и с актёром Алексеем Василевичем, с которым они по очереди играют Звёздного мальчика. И с  другими актёрами (даже заслуженными и народными артистами Бурятии и России), занятыми в спектакле. 

 Я, конечно, приду ещё не один раз, чтобы посмотреть спектакль вновь и в этом, и другом составе. А пока, как и мои респонденты – мальчишки из гимназии № 33, спектакль «Звёздный мальчик» я всем смотреть рекомендую!

Читайте также