Мистическая фантазия Анатолия Баскакова

Два дня подряд, 5 и 6 апреля, на сцене Государственного русского драматического театра им. Н.А. Бестужева проходили премьерные показы мистической фантазии режиссёра Анатолия Баскакова «Тень Гамлета» по пьесе известного британского драматурга Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
Екатерина Вяликова, менеджер по связям с общественностью ГРДТ им. Н.А. Бестужева
2700

Знаменитая шекспировская «Трагическая история о Гамлете, принце датском», несмотря на то, что была написана 413 лет назад, до сих пор остаётся актуальной, своим главным извечным вопросом «быть или не быть» и сегодня не даёт покоя ни читателям, ни драматургам, ни режиссёрам. Похоже, ещё не одно столетие к ней будут возвращаться снова и снова.

По версии режиссёра спектакля, Гильденстерна и Розенкранца (которым сам Шекспир в «Гамлете» отвёл роли даже не второго, а десятого плана) воскрешает какая-то неведомая сила и даёт им второй шанс прожить жизнь заново, осознатьпоследствия своих поступков и по возможности проделать работу над ошибками. Герои не помнят ничего из прошлой жизни, только время от времени они ловят себя на мысли: всё, что они видят сейчас, происходило уже когда-то (а может и не происходило).

Параллельно с видением Анатолия Баскакова возникает и другое понимание произведения Стоппарда. Главных персонажей пьесыникто не воскрешал. Они по-прежнему мертвы и, находясь в пространстве где-то между раем и адом, восстанавливают в памяти моменты жизни земной. На это явно указывает и игра Розенкранца (артист Станислав Немчинов) и Гильденстерна (артист Владимир Барташевич) в «Орлянку», когда 86 раз подряд монета падает «орлом». В разыгранном персонажами пьесы – актёрами представлении с заключительной «казнью» неких «шпионов», в которых Гильденстерн и Розенкранц так и не узнают самих себя, также проявляются намёки на прошлое героев.Время от временина короткие моменты открывается какой-то неведомый портал памяти: всплывают из ниоткуда и уходят в никуда шекспировские Гамлет (артист Алексей Василевич), Офелия (артистки Лиана Щетилина, Татьяна Белова), Полоний (заслуженный артист Бурятии Валерий Шарафутдинов), Гертруда (народная артистка России Нина Туманова, заслуженная артистка России Марина Ланина) и Клавдий (заслуженный артист России Сергей Рыжов, артист Евгений Винокуров). Но для Гильденстерна и Розенкранца выход через этот портал закрыт. Они обречены существовать в своём чистилище.

Зрелищное финальное разрушение замка, созданного с помощью видеопроекции – намёк на бренность и апокалиптичность мира:земле, впрочем, как и всем нам, когда-то тоже придёт конец, как пришёл конец истории «друзей» принца Гамлета.

Масштабные по своим размерам декорации сценографа из Иркутска Александра Плинта, эпохальные костюмы художника Оксаны Готовской, авторская музыка московского композитора Евгения Вороновского, пластика в постановке Евгении Герасимовой, как и великолепная игра артистов не могут не впечатлять.

Безусловно, постановка заслуживает внимания ещё и потому, что «Тень Гамлета» – прекрасная возможность каждому из нас задуматься: насколько правильно мы всё делаем «здесь», когда пишем каждый свою киноленту под одним, далеко не оригинальным названием «Жизнь», и что будет «там», когда появится возможность просмотреть свой видеоотчёт, но исчезнет право переписать сценарий и переснять фильм.

Очередной показ мистической фантазии «Тень Гамлета» состоится 27 апреля в 18:00. Режиссер и постановочная группа приглашают всех желающих  на обсуждение спектакля.

Читайте также