Это была сказка – опера для детей, написанная основоположником бурятского профессионального композиторства Бау Ямпиловым. Смелую попытку интерпретировать музыкальный и вокальный текст средствами театра кукол осуществил коллектив театра «Ульгэр». Когда-то произведение Бау Ямпилова украшало сцену Центрального детского музыкального театра им. Н. Сац в г. Москве. На сцене бурятского оперного его видело не одно поколение улан-удэнцев. Пришло время нового поколения артистов и зрителей.
Чудо театра
Скажите, кому в детстве не хотелось понаблюдать, как работают «за кадром» артисты кукольного театра?
- Для меня самой это было огромное удивление – видеть, как оживает кукла. Это чудо! – с восторгом говорит режиссер спектакля, студентка 5 -го курса ГИТИС Сойжин Жамбалова. Этот спектакль – ее режиссерский дебют на родине, в Бурятии. И, удивительное дело, дебют состоялся на сцене того самого театра, в котором когда-то служил ее дедушка – актер Зугдар Цыдыпов.
- Дело в том, что нынешний театр кукол «Ульгэр» находится в здании, где когда-то располагался Бурятский театр драмы, – поясняет молодой режиссер, вся семья которой связана с историей этого театра.
Так не бывает!
Сойжин Жамбалова – режиссер музыкальных спектаклей. Никогда прежде она не работала с театром кукол. Более того, дочь артистов честно признается, что в кукольный театр в детстве почти не ходила, никогда им особо не интересовалась, и вдруг… перед ней поставили задачу поставить спектакль на музыку знаменитого бурятского композитора Бау Ямпилова. За основу была взята опера «Чудесный клад». И куклы должны были запеть, явив миру голоса, игру и лица тех, кто дает им жизнь – актеров. Задача не из легких, на которую Сойжин решилась не сразу.
- Первую неделю актеры и я молча смотрели друг на друга. Когда, наконец, я заговорила, послышались возражения, что в кукольном театре так не бывает. Но и в музыкальном театре так не бывает! – вспоминает Сойжин Жамбалова первые обсуждения предстоящей работы.
Так вообще еще нигде не было. Часами актеры учили оперные арии.
- Конечно, ребята сначала смущались. Потому, что живой музыкальный спектакль в кукольном театре – идея новая. Артисты, которые, чаще всего, остаются в тени своих кукол, в этом спектакле поют, играют, работают с живым планом.
По сцене носятся блеющие овцы, летают бабочки… И всему этому зритель, от мала до велика, почему-то верит. И радуется.
Инкижинов снова на сцене
Выбор актеров на роли определил…сам Бау Ямпилов. Дело в том, что в произведении композитора прописаны все голоса героев спектакля.
- Любопытно, что все сошлось. Актеры совпали не только голосами, но и по типажу, рассказывает режиссер.
Полноправное участие актеров в происходящем на сцене, по мнению многих очень обогатило спектакль. Зрители от души смеялись. Дети, привыкшие к компьютерной анимации и блокбастерам, заворожено смотрели на то, что дарили им со сцены артисты и их куклы. Говорят, добро и зло в детском спектакле должными быть однозначными. Здесь этого не было. И это расширяло аудиторию. Родители, пришедшие с детьми, явно и откровенно наслаждались происходящим.
А еще на сцене был Инкижинов. Роль главного героя - Баира исполнил молодой артист с знаменитой фамилией. Сам Петр Инкижинов говорит, что легендарному актеру, режиссеру и родоначальнику бурятского кинематографа Валерию Инкижинову, он не родственник.
Заслуженный артист Республики Бурятия Арсалан Бидагаров, заслуженная артистка Республики Бурятия Эржена Лхасарунова, Бэлигма Улзутуева, Оюна Жаргалова, Ринчин Турлаков, Татьяна Пестерева два дня дарили радость зрителям.
Конфеты – в зал!
Похоже, над артистами никто не довлел. Они смеялись и шутили на сцене, пересыпая речь бурятскими фразами, характерными интонациями и движениями. И в этом был бурятский колорит. Добродушный и смешной. Как и подобает доброй комедии. Которые, как известно, делаются весьма серьезно.
- Мы хотели, чтобы спектакль стал праздником театра. Хотели показать новые возможности любимого в Бурятии театра кукол. Мы очень хотели поставить спектакль для детей. Дети – это самый строгий зритель, которого никогда не обманешь, –говорит Сойжин Жамбалова.
«Пусть ваша жизнь будет сладкой, как эти конфетки!» – сказали на сцене, обращаясь к влюбленным героям спектакля – Янжиме и Баиру. И в зал вынесли леденцы в шуршащих фантиках... По моей руке кто-то легонько постучал. Маленькая девочка протягивала мне леденец с таким великодушием, что кажется…
Клад найден!
«Настоящий клад внутри каждого из нас» – этой мыслью завершается спектакль.
- Конечно, спектакль, как живой организм, будет меняться, оттачиваться, обретать новые грани. Скажу вам честно, я получил искреннее удовольствие от просмотра. Впечатление очень благоприятное, особенно реакция детей радует, – поделился министр культуры Тимур Цыбиков после спектакля.
…На стене висят те самые куклы. Люди, которые давали им жизнь, скрылись за кулисами, чтобы из актеров вновь превратиться в обычных граждан, спешащих по делам. Таких же, как все. Если не знать, что только что с ними случилось чудо – они жили на сцене вместе со своими куклами, ломая стереотипы, искали клад. И нашли его.