Морихиро Ивата: «У балета Бурятии есть будущее»

28 мая БГАТОиБ им. Г.Ц.Цыдынжапова в программе «Арабеск: новые имена» представит улан-удэнцам и гостям столицы Бурятии дипломантов и участников XIII Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск-2014», посвященного 75-летию со дня рождения выдающейся балерины Екатерины Максимовой и IV Международного конкурса хореографических учебных заведений «Өрлеу» - «Восхождение».
Наталья Стефани, специально для газеты "Центральная" и интернет-портала "ГазетаРБ"
9197

«Арабеск» – российский балетный конкурс, открытый для иностранных участников, идейными вдохновителями и организаторами которого были Екатерина Максимова и Владимир Васильев, впервые состоялся в 1990 году. За время его существования в нём приняли участие более 800 молодых артистов балета и учащихся государственных и частных театров и учебных заведений России и стран зарубежья.

 В 1992 году в Пермь, где традиционно проходит конкурс, в числе других танцовщиков московской труппы «Русский балет» приехал молодой солист, японец Морихиро Ивата, который не только стал сенсацией конкурса, впервые завоевав Гран-при, но и остался его легендой,  в дальнейшем высшая награда не присуждалась в течение 18 лет. Всего же в истории «Арабеска» Гран-при присуждался лишь трижды. В 2010 году его обладателем стал  Джун Ен Джэ, а в 2012  Ким Кимин, оба из Южной Кореи.

В 2014 году Морихиро Ивата, ныне художественный руководитель балета БГАТОиБ им. Г.Ц.Цыдынжапова, уже во второй раз ставший членом международного жюри, вновь удивил участников и гостей конкурса,  он оказался единственным среди жюриоров-мужчин, кто на концерте в честь открытия «Арабеска» вспомнил былое: исполнил хореографический монолог собственного сочинения «Всё не так» на одноименную песню Владимира Высоцкого. Этот номер Морихиро-сан создал специально для танцовщика Большого театра Михаила Лобухина, но тот не смог приехать в Пермь. И тогда Владимир Васильев  – художественный руководитель конкурса и председатель жюри – народный артист СССР, лауреат премии Парижской академии танца «Лучший танцовщик мира», обладатель самых почётных наград не только России, но и Франции, Италии, США, Бразилии, Японии и друг Морихиро Ивата попросил его самого исполнить танец. Сегодня вспоминая события того апрельского дня Морихиро-сан рассказывает: «Это была моя премьера. Я его ни разу не танцевал. Кроме этого Лобухин – молодой, сильный. А я чуть не умер, такой огромной была нагрузка. Но я очень счастлив, что смог станцевать в честь Екатерины Сергеевны. Я танцевал с душой». 28 мая Морихиро Ивата повторит свой удивительный танец.

 Гостями вечера станут призёры нынешнего «Арабеска», солисты театра «Балет «Москва»: обладатель первой мужской премии Дмитрий Прусаков и обладательница первой женской премии «Арабеск-2010», ныне получившая диплом «Лучшей партнёрше» Такуда Саяка. Дипломант и лауреат многих национальных балетных конкурсов в Японии Такуда Саяка с 2001-2004 стажировалась в «Московской Государственной Академии Хореографии» у педагога Марины Константиновны Леоновой, с 2004 года она ведущая балерина труппы «Русский Камерный Балет» (Москва).

А вот главная роль в программе отведена молодёжи. Молодые солисты балета Бурятии Наталья Алексеева, Туяна Бальжиева, Айнана Грей-Вольф Гуруева,  Баярма Цыбикова, Маргарита Чагдурова, , Михаил Овчаров, Артемий Плюснин, Владимир Тапхаров и Баир Цыдыпылов в этом году впервые приняли участие  в этом престижном конкурсе.

 - Кажется, что конкурс и искусство несовместимы, духовные вещи нельзя заключить в рамки соревнования. Балет – это то искусство, которое, я считаю, должно быть противоположно конкурсу…но для профессионального роста, для практики это хорошо, - комментирует участие в конкурсе молодых артистов художественный руководитель балета Морихиро Ивата. – Я сам через многие конкурсы прошёл, знаю где «плюс», где «минус». Порой даже неудача в конкурсе полезнее победы. У многих артистов, особенно у артистов балета, завышенная самооценка. Неудача на конкурсе (например, вылет с первого тура) — самое эффективное средство для пересмотра этой оценки. Со мной не один раз такое происходило. В 1989 году после поражения на первом туре Московского конкурса от отчаяния я даже  рыдал. Я был смертельно обижен! Но я по-хорошему потом разозлился и принял решение, одно из самых памятных в моей жизни: через четыре года взять золотую медаль на конкурсе в Москве. Все четыре года до конкурса работал как сумасшедший, со мной занимался выдающийся педагог Александр Бондаренко. И в 1993 году я взял золото! 

 - Конечно, принимая решение об участие в конкурсе, мы с руководством театра не ставили цели обязательно победить, тем более не собирались проводить эксперименты. Для нас было важно, и я очень хотел, чтобы наши артисты прошли через что называется «работать на грани возможного», – продолжает Морихиро Ивата. – Несмотря на то, что я всё время говорю, что доволен, как работают артисты, они мало что видели и всё-таки редко ставят себя в условия «работать на грани», «работать на пределе». А конкурсы всегда и психологически и физически они тяжёлые. И я очень горжусь, что наши ребята выдержали эту нагрузку. И я очень рад, что они поехали, увидели других, узнали свои силы, поняли, что нужно делать, поэтому они уже сейчас по-другому работают. У артистов балета очень короткий век, поэтому реализовать себя нужно за очень короткое время.

 

Морихиро-сан удовлетворён тем, что это хорошо понимают не только в театре, но и в министерстве культуры. И директор театра Аюна Цыбикдоржиева и министр культуры Тимур Цыбиков, по убеждению Морихиро Ивата, сделали большое дело, отправив на конкурс сразу 9 человек.

 

- Этот конкурс стал для нас большим плюсом и зрители это обязательно почувствуют, – уверен Морихиро Ивата.

 

 Думается, что словам художественного руководителя балета можно доверять, не только потому, что он сам искренне верит: у бурятского балета не только «прошлое было великое», но и есть будущее, а ещё и потому, что это будущее уже имеет вполне определённые имена.

 

Хомушку Субудай, Дангыт Субедей, Ичигеев Чингис, студенты I  курса Бурятского республиканского хореографического колледжа им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева, которые наравне с солистами балета 28 мая  заявлены в программу вечера, дважды в течение этого учебного года принимали участие в конкурсах.

 

В декабре 2013 они представляли Бурятию в Уфе, куда на I-ый Всероссийский фестиваль хореографических колледжей и школ, посвященный 75-летию со дня рождения Рудольфа Нуреева съехались танцовщики  всех хореографических учебных заведений России, ведущих подготовку профессиональных артистов балета для театров страны: Московская государственная академия хореографии, Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой, Красноярский, Новосибирский, Пермский хореографические колледжи, Казанское и Краснодарское хореографические училища, Якутский хореографический колледж имени А.и Н.Посельских. В этом конкурсе ребята были признаны лучшими в номинации «Восходящая звезда», а уже в апреле 2014 ученики народного артиста РСФСР Юрия Фроловича Муруева стали лауреатами IV  Международного конкурса хореографических учебных заведений «Өрлеу» («Восхождение»), посвященного памяти народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РК Рамазана Бапова, проходившего в городе Алматы Республики Казахстан. Диплом II степени получили Субедей Дангыт и Субудай Хомушку. Диплом III степени завоевал Чингис Ичигеев. Мэтры хореографического искусства оценили отдельным призом «Надежда» прекрасное исполнительское мастерство и талант Чингиса Ичигеева.

 

Недавний гость хореографического колледжа народный артист РФ, член Совета  при Президенте РФ  по культуре и искусству Николай Цискаридзе, в настоящее время являющийся и.о. ректора Академии русского балета им. А.Я. Вагановой на встрече с журналистами сказал: «Чтобы стать настоящим артистом балета, учиться надо только в трех местах. Это Москва, Петербург и Париж. Потому что это самые древние школы, Парижу уже 302 года, нам 276 лет, Москве – 241.Старейшие учебные заведения». С Николаем Максимовичем не поспоришь, его авторитет непререкаем, и всё-таки позволим небольшое уточнение, важно не только «где учиться», но и «у кого учиться». Иначе бы не восторгался так художественный руководитель  Пермского хореографического колледжа В. Н. Толстухин нашими восходящими звёздами на конкурсе в Уфе: «Мы все были потрясены тем, каких сильных учеников привезли буряты. А всё потому, что Бурятский хореографический колледж уже более полувека развёрнут лицом к вагановской системе, и там работает её ярчайший представитель педагог Божьей милостью Юрий Фролович Муруев». Так что вагановская школа и в Бурятии свои корни пустила и плоды её ещё не раз заставят рукоплескать новым Сахьяновой и Абашееву.

 

А пока же мы можем прямо на концерте, в режиме «свободного микрофона», задать свои вопросы члену жюри XIII Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск-2014», художественному руководителю балетной труппы БГАТОиБ Морихиро Ивата и участникам конкурсов. И вместе с конкурсантами ещё раз пережить волнительные минуты конкурсных показов.

Читайте также