Зрители с восторгом приняли выступление участников программы «Арабеск: новые имена балета Бурятии»

28 мая в БГАТОиБ им. Г.Ц. Цыдынжапова состоялся концерт лауреатов, дипломантов и участников XIII Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск-2014», и лауреатов IV Международного конкурса хореографических учебных заведений «Өрлеу» («Восхождение»). Гостями проекта стали Дмитрий Прусаков (Москва) и Саяка Такуда (Япония).
Наталья Стефани
10605

Перед началом концерта министр культуры Республики Бурятия Тимур Цыбиков поздравил и вручил благодарность министерства культуры  «За подготовку лауреатов IV Международного конкурса хореографических учебных заведений «Өрлеу» («Восхождение»)» педагогу Бурятского республиканского хореографического колледжа имени народной артистки СССР Л.П. Сахьяновой и народного артиста РСФСР П.Т. Абашеева народному артисту России Юрию Муруеву.  Также благодарностями министерства культуры «За успешную подготовку к XIII Открытому конкурсу артистов балета России «Арабеск-2014»» были награждены репетиторы  БГАТОиБ им. Г.Ц. Цыдынжапова – народная артистка Бурятии Татьяна Муруева и солист балета, заслуженный артист России Баярто Дамбаев.

В своём поздравлении Тимур Цыбиков подчеркнул:

- Для того, чтобы артист блистал на сцене и проявил всё своё мастерство, конечно, необходимо очень долго учиться и старательно работать под наставничеством умных, талантливых педагогов, замечательных профессионалов своего дела, которые берегут традиции русской классической балетной школы.

Министр культуры назвал победы наших молодых артистов закономерными, сославшись на высокую оценку «учащихся и студентов хореографического колледжа, а также артистов нашего прославленного театра» недавними гостями:

- Гости, которые приезжали на прошлой неделе к нам в республику, а это художественные руководители, директора многих хореографических учебных заведений нашей страны и выдающийся танцовщик современности Николай Максимович Цискаридзе, отметили высокий уровень подготовки наших  учащихся и студентов колледжа и нашей балетной труппы.  

По замыслу автора проекта ««Арабеск: новые имена балета Бурятии», художественного руководителя балета БГАТОиБ им. Г.Ц. Цыдынжапова Морихиро Ивата концерт-представление участников стал своеобразной импровизацией  выступления артистов на конкурсе. В качестве непрофессионального, но справедливого жюри выступили зрители, которые своими аплодисментами, выражением восторга и восхищения поставили всем конкурсантам наивысшие баллы.

Особенным восторгом зрители приветствовали выступления студентов хореографического колледжа Субудая Хомушку (лауреата II степени конкурса  «Өрлеу»-2014), Субедея Дангыта (лауреата II степени конкурса  «Өрлеу»-2014), Чингиса Ичигеева (лауреата III степени и обладателя специального приза «Надежда» конкурса «Өрлеу»-2014) и Тимура Дымчикова.

Наблюдая за выступлениями мальчиков, становилось понятно и то, что их, действительно, в будущем ждут большие перспективы, и то,  что за совершенством позиций, движением рук, ног, головы, и тем, как держится спина, стоит большая филигранная работа педагога. Как отметил Морихиро Ивата, «сегодняшние достижения мальчиков – это безусловная заслуга и большой труд Юрия Фроловича Муруева. Особенно важно, что у них уже сегодня великолепный подъём стопы. Это очень важно, и это первый случай здесь у нас, когда это присутствует. Обычно я очень страдаю, всё время говорю: «подъём тяни, подъём тяни!» Можно сказать, что это первые ребята, у которых настолько правильно выученное тело, правильно воспитанное».

Волна обожания, восхищения и благодарности разливалась по залу, когда на сцене появлялась Наталья Алексеева, дипломант конкурса «Арабеск-2014». Наталья прошла в третий тур и получила диплом. Таким образом, бурятскому балету удалось закрепить успех, достигнутый на  XI Открытом конкурсе артистов балета России «Арабеск-2010». Первой обладательницей диплома этого престижного конкурса, а также специального приза легендарного танцовщика Юрия Зорича «За чистоту техники и артистичность исполнения» и специального диплома прессы «За выразительность классического танца», четыре года назад стала Анастасия Самсонова.

Нынешняя дипломантка Наталья Алексеева также обратила на себя внимание членов жюри, которые отметили её молодость, перспективу и безусловный талант. Как правило, на балетных конкурсах особенное внимание уделяется форме – данным артиста, его внешности; академичности, т.е. тому фундаменту, который свидетельствует о наличие школы;  танцевальности, артистичности, музыкальности, эмоциональности. Всё это присутствует у Натальи. Дважды ей рукоплескал восторженный зал, вместе с Михаилом Овчаровым, обладателем диплома «Лучшему партнёру, не участвовавшему в конкурсе» Наталья блистательно исполнила pas de deux из балета  «Арлекинада» (музыка Риккардо Дриго, хореография Мариуса Петипа), а затем покорила всех своим танцем «В одно касание» (хореография Петра Базарона на музыку Людовико Эйнауди).

Украшением программы стало выступление Айнаны Грей-Вольф-Гуруевой, обладателя специального приза Андрея Кибанова конкурса «Арабеск-2014»  и прекрасного дуэта – заслуженной артистки Бурятии Баярмы Цыбиковой, обладателя диплома жюри прессы «Лучшей партнёрше, не участвовавшей в конкурсе» и Баира Цыдыпылова, обладателя специального приза Андрея Кибанова конкурса «Арабеск-2014», которые буквально очаровали зрителей, исполнив фрагмент из балета Петра Базарона «Пенелопа», поставленного на музыку  Людовико Эйнауди.

Хореограф-постановщик, аспирант Санкт-Петербургской академии русского балета им. А.Я. Вагановой Петр Базарон незримо присутствовал в зале, помимо фрагмента из его балета «Пенелопа», зрителям были представлены адажио и фрагмент из балета «Намжил», которые проникновенно исполнили Туяна Бальжиева и Владимир Тапхаров и  Айнана Грей-Вольф-Гуруева. И это стало поводом для размышлений о молодом бурятском хореографе, о котором серьёзно говорят, как о явлении, балетмейстер, народный артист РСФСР Николай Боярчиков и заведующий кафедрой балетмейстерского мастерства Академии  русского балета им. А.Я. Вагановой Юрий Петухов. Приверженец классики Морихиро Ивата неслучайно выбрал для показа на конкурсе современного балета хореографию Петра Базарона, художественный руководитель балета БГАТОиБ высоко ценит профессионализм молодого хореографа, отмечает присутствие у Петра Базарона не только своего особенного стиля, но и особой философии в постановке. Именно ему Морихиро Ивата доверил поставить танец «Наян-Нова», с которым он выступал в Японии.

Событием для Улан-Удэ и почитателей балета, безусловно, в этот вечер стало участие в программе гостей – солистов коллектива «Балет Москвы»: Дмитрия Прусакова, лауреата I (мужской) премии конкурса «Арабеск-2014» и Саяка Такуда, лауреата I (женской) премии конкурса «Арабеск-2010» и обладателя диплома «Лучшей партнёрше, не участвовавшей в конкурсе» в конкурсах «Арабеск-2012» и «Арабеск-2014».

Гости исполнили классическое pas de dues из балета «Пламя Парижа» (музыка Бориса Асафьева, хореография Ростислава Захарова). Зал множество раз взрывался аплодисментами во время совершенного по красоте танца, в котором присутствовала не только необходимая «танцевальная лексика», но и чувствовалась особенная философия движения, его психологическое содержание. И это неслучайно, наши гости яркий пример таланта и огромной работоспособности.

Саяка Такуда родилась в Японии. В 3 года поступила в Tottori City Ballet. Дипломант и лауреат многих национальных балетных конкурсов в Японии Саяка Такуда в 2004 году закончила Московскую государственную академию хореографии (МГАХ), класс Марии Константиновны Леоновой. Несколько лет преподает классический танец и проводит мастер-классы и семинары в Японии. В 2012 году по приглашению организаторов участвовала в Международном конкурсе артистов балета в городе Нара в качестве почетного гостя. С 2005 года работает в театре «Балет Москва». Саяка уже была в Улан-Удэ и по словам Доржо Дугаржапова, проректора ВСГАКИ: «на нашего улан-удэнского зрителя, в частности тех, балетоведов и балетоманов, которые хорошо разбираются в балетном искусстве, произвела очень благоприятное впечатление. Саяка великолепно показывает своё мастерство, технику и обаяние».

Главными характерными качествами Дмитрия Прусакова, завоевавшего в Перми ещё одну Первую премию - в конкурсе современной хореографии, огромная работоспособность и совершенная техника, которую он и продемонстрировал во время выступления в Улан-Удэ. «Дмитрий в первую очередь очень талантливый танцор, который великолепно танцует и классику, и современную хореографию. Исполнение им номера «Ипостаси» произвело просто невероятное по силе впечатление, уже с первого момента, когда он вышел на сцену. Его красивое телосложение, его техника в исполнении сложнейших элементов – прыжков, поворотов, плюс его эмоциональность не могут не вызывать восторг. Самое главное, ему удалось донести до зрителя задуманное хореографом», – прокомментировал выступление Дмитрия Прусакова Доржо Дугаржапов.

Финалом концерта стало выступление Морихиро Ивата, исполнившего свой номер «Всё не так» на музыку Владимира Высоцкого, который он танцевал на открытии конкурса «Арабеск-2014». Своим удивительным по силе напряжения и красоте хореографии танцем Морихиро Ивата в очередной раз покорил сердца улан-удэнских почитателей его таланта, уже давно считающего «этого невероятного японца» за близкого и родного.

 «Он гений!», - охарактеризовал художественного руководителя балета москвич Александр Хачатуров, оказавшийся среди зрителей концерта, который по праву можно считать потрясающим гимном танцу.

А Доржо Дугаржапов признал важность того, что делает сегодня Морихиро Ивата для будущего балета Бурятии.

- Хорошо, что он приглашает звёзд, и мы знакомимся с интересными исполнителями. Когда приезжают к нам ведущие солисты Большого театра и Мариинского театра для участия в совместных проектах это уже свидетельствует о том, что не только эти театры становятся нам чуть ближе, но и наш театр становится  понемногу интересен им.

Поддерживая убеждение Морихиро Ивата в том, что у балета Бурятии есть будущее, Доржо Дугаржапов отметил большую роль в этом великолепной бурятской хореографической школы, основоположниками которой были Пётр Тимофеевич Абашеев и Лариса Петровна Сахьянова, стоявшие у истоков профессионального балетного искусства Бурятии.


 

Читайте также