«МузЭнергоТур» — это фестиваль-гастролёр, впервые проведённый в 2013 году в течение месяца на территории от Подмосковья до центра Азии. Первоначальной идеей было объединение двух независимых проектов — международного фестиваля честной музыки «МузЭнерго» (наукоград Дубна, Московская область) и международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» (Чадан, республика Тыва). Эти совершенно разные музыкальные форумы роднили только принципы: независимость от крупного артистического лобби, открытость новому, доступность для слушателей и отсутствие предвзятости в отношении аудитории.
- Эта музыка, по определению, должна была оказаться достаточно разноплановой стилистически – то есть исполняться несколькими составами с разным мышлением. Стало понятно, что речь идёт, по сути, о транспортировке готового фестиваля со своей режиссурой, специально для которого собираются музыканты из разных государств, исполняющие совершенно неожиданный и неординарный материал, - вспоминает продюсер тура Юрий Льноградский.
Так, этот фестиваль-гастролёр было решено показать как можно более широкой аудитории, отправив музыкантов из Подмосковья в Туву на автобусе и останавливаясь для концертов практически ежедневно. «МузЭнергоТур-2013» — это месяц с 22 июня по 22 июля 2013 года, 6700 километров пути в один конец, десять музыкальных коллективов из восьми государств. Суммарная аудитория тура, по самым скромным оценкам, превысила 30 тысяч человек. Фестивальный автобус останавливался для концертов в Дубне, Протвино, Электростали, Рязани, Ижевске, Уфе, Екатеринбурге, Копейске, Челябинске, Барабинске, Новосибирске, Новокузнецке, Кемерово, Красноярске, Саяногорске, Шушенском и Чадане. В этом году решено повторить тур, расширив географию на восток за счет Иркутска и Улан-Удэ.
У «МузЭнергоТура» нет фиксированных длинных отделений, исполняемых конкретным коллективом. Их концерты гибки и могут, в зависимости от специфики концертной площадки, сжиматься до двух часов или проходить в два-три дня. И это, без преувеличения, принципиально новое слово в организации концертной жизни.
Участники тура 2014:
Анхель Онтальва и Васко Трилья (Испания). Дуэт гитары и ударных, которым для свободной импровизации основой служит этника и большое внимание к звуку. Видные деятели испанского арт-рока, этно-рока, этно-джаза и импро пользуются интересной и необычной техникой исполнения: здесь не будет ни виртуозных соло в стиле героев рок-стадионов, ни долгих звуковых инсталляций, мало отличающихся от всех остальных звуковых инсталляций. Дуэт Анхеля и Васко — интересный саундскейповый диалог, в котором не только сильна импровизационная мелодическая линия, но и просматривается плотная, взаимоувязанная структура исполняемых партий со своей яркой драматургией.
Marc Egea, Испания (колёсная лира, электроника). Древний традиционный инструмент каталонского фольклора, колёсная лира, куда шире распространена в мире, чем может показаться неспециалисту. Но Марк Эжеа, один из лучших в мире специалистов по hurdy gurdy (именно так обычно называют колёсную лиру на английском), одинаково свободно чувствует себя и в фольклорном, и в импровизационном поле, а временами обращается и к электронике. Смесь традиционной музыки и джаза, академического музыкального языка и свободы, крайне необычная тембральная картина, оригинальный материал — всё это делает его работу ярким и заметным явлением.
Authentic Light Orchestra (Швейцария)
Валерий Толстов (флейты, этнические инструменты,гитара,клавишные,электроника), Beat Gisler (бас-гитара), Lionel Friedli (ударные), Franz Hellmuller (гитара)
«Я думаю, что фольклор является основой музыки в целом. Волшебная сила народной музыки вечна и неподвластна времени», — говорит Валерий Толстов, создатель уникальной интернациональной джаз-группы, настоящий гражданин мира: имеющий русские и армянские корни выходец из Еревана сейчас является гражданином Швейцарии. Несмотря на свой небольшой состав, благодаря инструментальному разнообразию, группа по своей функциональности напоминает оркестр: во время концертов музыканты используют порой несколько десятков инструментов, а звучание этнических деревянных духовых инструментов со всего мира (Индии, Лаоса, Армении, Словакии, Китая, России и т.д.) становится более современным за счёт применения процессорной электроники.
Mad Kluster Trio (Франция)
Alain Blesing (гитара), Fred Roudet (труба), Bruno Tocanne (ударные)
В составе этого французского трио современного джаза – три весьма влиятельных музыканта, каждый из которых силён и в качестве лидера собственных проектов. Они регулярно работают вместе в самых разнообразных комбинациях, в том числе в ведомом турецкой вокалисткой Сэнэм Дийиджи квартете, ориентированном на этнический материал; неудивительно, что в результате творческие интересы участников трио оказываются крайне широки. Если в их музыке проглядывает традиционный свинг — он всегда осовременен до состояния, не оставляющего места чистой развлекательности; если эта музыка оказывается свободной, в ней всегда присутствует драматургия и диалог, и никогда нет места чистому хаосу.
Leo Abrahams & Chris Vatalaro (Великобритания/США)
Лео Абрахамс — английский гитарист, работающий в диаметрально противоположных музыкальных направлениях. Среди тех, с кем он сотрудничал в разное время Мэриэн Фейтфул, Ник Кейв, Брайан Ино, группа «Roxy Music», Энни Леннокс, Кристина Агилера. Музыка, записанная с его участием, звучит в известных фильмах — среди них «12 друзей Оушена», «Код 46», «Милые кости», ряд европейских работ. На «МузЭнергоТур» Абрахамс едет в партнёрстве с живущим в Лондоне американским барабанщиком Крисом Ваталаро, музыкантом ничуть не менее универсальным, хотя и несколько менее заметным в силу специфики своего инструмента. Впрочем, достаточно сказать, что среди почти трёх десятков (!) коллективов, которые сегодня используют его в качестве сессионного барабанщика, встречаются такие противоречивые имена, как Колин Стетсон, Стюарт Коупленд, та же Имоджен Хип и Симфонический оркестр Олбани. Дуэт Ваталаро и Абрахамся намеревается показать в России программу импровизационного инди-рока — что может вылиться и в насмешливую стилизацию под new wave, и в лишённую всяких тормозов мешанину по принципу «шум и ярость». Впрочем, кое-что можно гарантировать: в какую бы крайность не кинулись эти музыканты, это будет по-настоящему талантливо.
Alysma (Франция)
Aliocha Regnard (никельхарпа), Patrick Rudant (флейты)
Alysma — творческий союз, основанный на импровизационном прочтении флейтистом Патриком Рудоном композиций, создаваемых преимущественно исполнителем на древнем инструменте никельхарпа Алёшей Реньяром. Эти инструментальные пьесы, близкие по своему построению к традиционной песенной форме, вдохновлены весьма разнообразным фольклорным наследием (территорий от Балкан до Индии), но в первую очередь строятся на принципах барочной и средневековой музыки.
Simon Spiess Trio (Швейцария)
Simon Spiess (саксофоны), Marco Nenniger (бас), Samuel Dühsler (ударные)
Современный авторский европейский джаз в самом хрестоматийном его проявлении — вот что такое трио саксофониста Симона Шписса. Вполне прослеживаемые гармонические и мелодические принципы, которые заложили ещё первые уходящие от развлекательного мэйнстрима американцы, самостоятельное мышление, характерная для сегодняшних дней сочность и качество владения инструментом и весьма разноплановые влияния, добавляющие к чисто джазовой музыке толику рока, авангарда и классики — вот рецепт, который никогда не подводит, если у музыканта есть талант.
Tapio & Tuomi Duo
Jorma Tapio (тенор-саксофон, альт-саксофон, флейты, бас-кларнет), Janne Tuomi (ударные, перкуссия)
Финский дуэт составлен музыкантами двух разных поколений: Йорма Тапио старше своего товарища на шестнадцать лет. Безусловно, в музыке такая разница в возрасте не редкость (скорее о ней вообще не принято думать), но в данном случае она по-своему важна: именно в этом дуэте она обуславливает не только принципиальное разное прошлое музыкантов, но и специфику их диалога. Йорма Тапио выступает здесь как один из основоположников финского (да и европейского) свободного джаза, пронёсший через всю свою творческую жизнь бескомпромиссные принципы «звука и ярости». Что до Янне Туоми, то он куда менее новатор — скорее адепт тех самых принципов, которые были заложены его старшим партнёром.
Schnellertollermeier (Швейцария)
Andi Schnellmann (бас-гитара), Manuel Troller (гитара), David Meier (ударные)
Трио, названное не без здоровой иронии по искажённым фамилиям участников, исполняет музыку, которую проще всего отнести к инструментальному авант-року; сами же музыканты считают, что это «просто музыка без компромиссов». Молодые швейцарцы (каждому едва исполнилось двадцать пять) замешивают в единое варево свободную импровизацию за пределами стилей, современный жёсткий джаз в духе Джона Зорна и брутальные формы рока. В том, что получается, достаточно шума, чтобы в определённые моменты называть происходящее нойзом; достаточно энергии, чтобы прибегать к популярному и всё объясняющему термину «power trio»; но достаточно и осмысленности, чтобы слушатель захотел слушать эту музыку, а не отрываться под неё на танцполе.
Специальный проект: Dennis Rea (США), Dario Elia (Италия) и Sine Seawave (Томск)
Dennis Rea (гитара)
Житель американского Сиэтла, гитарист, аранжировщик, композитор. Работает преимущественно в области прог-рока и джаз-рока, основанного на смеси современных течений импровизационной музыки. Входит в состав ряда известных в США коллективов авангардной, фьюжн-, рок-музыки, среди которых Moraine, LAND, Iron Kim Style и т.д. Концерты с участием Дэнниса Ри проходили на трёх континентах, в том числе на престижных музыкальных фестивалях и конференциях — NEARfest, WOMAD, Международном Пекинском джаз-фестивале, Bumbershoot Arts Festival, Columbia Gorge Amphitheater, Northwest Folklife Festival и т.п.
Dario Elia (голос, гитара, клавишные, электроника)
Дарио Элиа — итальянский музыкант-экспериментатор, в число творческих интересов которого входят не только сочинение и исполнение музыки, но и фотография, литература, разработка и реализация художественных проектов самого разного плана. В импровизационной музыке он известен с начала 90-х годов. За время карьеры разработан авторский модальный подход к композиции, узнаваемый стиль импровизации. Любопытно, что при этом Элиа с одинаковым успехом работает в двух форматах — квартета и соло. Немаловажно и то, что Элиа свободно пользуется самыми разными языками для создания текстов — по его словам, это естественное отображение сегодняшнего состояния музыки в масштабах мира.
Sine Seawave (Томск)
Юрий Туров (гитара, перкуссия, loops), Вадим Дикке (бас, мелодика, синтезаторы)
Категоризация творчества SSW относительно существующих устоявшихся стилей очень затруднительна — для прог-рока она недостаточно поддержана ударными и не имеет ярко выраженного рокового ритма, для саундскейпа чересчур мрачна и серьёзна, для амбиента чрезмерно конкретна. Словом, Sine Seawave — это Sine Seawave.