«O’Naturelle»: размышления о природе любви

27 июня в Государственном русском драматическом театре им. Н.А. Бестужева состоялся премьера постановки «O’Naturelle, или Как создала природа».
Евгения Ахминеева
1985

«O’Naturelle, или Как создала природа» – первый опыт пластического спектакля на сцене ГРДТ. В нём нет слов, всё передаётся с помощью музыки, света, выразительных проекций и, самое главное, движений актёров. Мы не слышим их диалогов, но они говорят телами, и расшифровывать этот язык невероятно интересно. О чём же повествует действо, которое мы наблюдаем на сцене? Конечно, каждый увидит что-то своё, ведь выразительные образы вызывают целые ряды ассоциаций, а движения и жесты подсказывают множество смыслов одновременно...

Первое, что бросается в глаза – минимализм, чтобы ничто не мешало восприятию. Из декораций на сцене только восемь табуретов – для восьми человек, реквизита мало, но каждый предмет имеет значение, а порой и не одно. Восемь героев – четыре пары и четыре истории любви, страсти, расставаний. И за всем этим наблюдают три неназванных существа, идентифицировать которых должен сам зритель. Один из них угадывается как ангел – юный, белоснежный, только очутившийся на Земле. А двое других, в тёмных одеждах – возможно, демоны под масками добродетели, а возможно, и смирившиеся ангелы, уже привыкшие ко всему происходящему в человеческом мире. Хотя, то, что они наблюдают, кажется только поначалу, потом они всё активнее вмешиваются во взаимоотношения героев. А взаимоотношения эти сложные, запутанные.

Спектакль словно мозаика, составленная из нескольких историй и ситуаций, которые можно назвать размышлениями о природе любви и взаимоотношениях людей друг с другом, миром. Несмотря на то, что постановка как будто делится на главы, она оставляет впечатление цельного, монолитного произведения, но истории четырёх пар кажутся наиболее ценными его частями. Это и невинная, целомудренная влюблённость, приводящая одного из возлюбленных к пороку, и любовь-ненависть – борьба сложных и сильных характеров, и трагически заканчивающееся расставание, и поклонение творческой личности, ставящей искусство превыше всего.

Четыре пары – четыре цвета. Розовый – нежная любовь-дружба, ассоциирующаяся с юностью. Она прекрасна и наивна до поры до времени. Однако как только молодому человеку нужно нечто большее, между ним и его возлюбленной возникает непонимание. В итоге девушка покидает его, а он находит утешение и, собственно, то, что ему было нужно, в объятиях других. Красный – борьба, агрессия, смешанная со страстью. Дилемма дикобразов – возлюбленные причиняют друг другу боль тем, что они вместе, но иначе они просто не могут. Герои отбирают друг у друга всё, что могут, скандалят, ранят, но в итоге просто не могут расстаться. Оранжевый – история о свободолюбии, приводящем к расставанию. Здесь между возлюбленными также происходит борьба, но она не так агрессивна, как у пары в красном. Мужчина стремится к свободе, а женщина не желает его отпускать. И он всё же уходит, а ей ангел приносит весть о том, что она ждёт ребёнка. Только родился ли тот ребёнок – большой вопрос… Наконец, синий – преданность, доходящая до фанатизма. Девушка влюблена в своего кумира – художника, она самоотверженна, готова ради него на всё. Она предана ему, а объект её обожания посвятил всего себя искусству. Творческий кризис заставляет его, наконец, обратить внимание на ту, что постоянно была рядом с ним, однако, найдя в ней музу, а не живого, любящего человека, художник вновь с головой уходит в творчество. Девушка погибает, а мужчину ждёт слава…и падение. Все эти цвета подобраны не случайно, их значение имеет прямую связь с содержанием историй. К тому же, когда двое в одном цвете вместе, они – единое целое, каждый находит своего человека. А когда цвета перемешиваются (как в эпизоде с застольем), и люди связываются не с теми, кто им нужен, всё идёт наперекосяк.

Герои – не конкретные люди, а образы, так же как и всё происходящее – метафора. Они переживают взлёты и падения, совершенно разного характера. Мы видим и женщин-хищниц, и мужчин, играющих женщинами как куклами, видим, как люди приходят к пороку, оскверняют чистые чувства, как они ищут и не находят друг друга, как борются за место под солнцем… Юный ангел пытается соединять сердца, помогать людям обретать друг друга, но порой все его старания тщетны. Зато существам в тёмных одеждах всегда удаётся привести их к смертным грехам. Для ангела всё происходящее на Земле – дикость, с которой он не хочет мириться, а неудачные попытки вмешаться в жизнь людей приводят его в отчаяние, и мы видим совершенно неожиданную сцену расстрела героев. С одной стороны, разве убийство – выход, и может ли убить ангел? Но с другой – разве лучше оставлять всё так, как есть, в этом постоянном недопонимании, равнодушии одних к чувствам других, разврате – как это сделали существа в тёмном? И не от этого ли потемнели их одежды, так похожие на наряд ангела? В финале после смерти и возрождения героев создаётся образ рая, но появляется один из «тёмных ангелов», в чьих руках мы видим яблоко – и возникают ассоциации с библейским змеем-искусителем. Он бросает плод ангелу, тот ловит его и… Снова падение? Герои низвергнуты из Эдемского сада на грешную землю? Или же яблоко, являющееся также и символом любви, в руках ангела обретёт новый смысл? Выводы делать зрителю.

Почему же спектакль носит такое название? Наверное, потому что все образы, предстающие перед нами, естественные и живые, действительно, как создала природа. И потому главную роль во всех историях играет любовь – она и есть сама природа, так же как природа есть любовь. Однако, повторюсь, в спектакле «O’Naturelle, или Как создала природа» каждый увидит и поймёт что-то своё. Предлагаю это сделать и вам.

Читайте также