..Отношу себя к друзьям фестиваля и большим поклонникам команды его организаторов. Честно скажу, что такое отношение «случилось со мною» не сразу, т.к. гости проекта в первые годы его существования вызывали преимущественно вопросы и настраивали мой слух больше на терпение, чем на любопытство и согласие. Но сегодня мне очень легко признаться в том, что недоверие мое категорически побеждено, что профессиональное любопытство категорически включилось и даже заставляет браться за перо – просто так, например, для того, чтобы число нелюбытствующих сокращалось, а число поклонников росло. Лучше, конечно, в разы, а еще лучше – на порядок... Да! Потому что есть, на мой взгляд, три причины – по меньшей мере! – считать фестиваль «Голос кочевников» не только главным событием лета, но и одним из лучших проектов новой бурятской культуры. Попробую свое мнение объяснить.
Первая и главная причина: музыка и музыканты, представляющие на фестивале world music в том или ином звуковом воплощении, интересны, а их опыт поучителен. Интересны, прежде всего, фактом своего существования, свидетельствующим о наличии, если можно так сказать, инициативных поколенческих «слоев», настроенных на поиск и реализацию своего «голоса». Как, не побоюсь этого слова, «пещерный» профессионал (злопыхателей попрошу не утруждаться!!), постоянно и вынужденно размышляющий о «тупиковых ветках развития» отечественной – и не только! музыкальной культуры, могу сказать, что вне подобной живой инициативы творческий потенциал человеческих сообществ обнуляется, культура перестает быть сообщающимся пространством, а центр ее тяжести опасно перемещается на поверхность, грозя перевернуть всю систему. Чего греха таить – мы и живем в таком уже наполовину перевернутом мире, потерявшем ориентиры и не разбирающем вовсе, где «памятник», а где «оно, ... дерево», живое дерево традиции...
На фоне этой перевернутости – не сразу, конечно, – но замечаются здоровые и потому поучительные свойства и всего движения world music, и фестиваля «Голос кочевников». Скажу сначала словами своей юной попутчицы на фесте № 5, заметившей по поводу выступления московских гостей: у них «за ушами музыка, которую они слушали тинейджерами»... Очень правильная оценка, вполне достойная дальнейшей интерпретации!.. В нее запросто вплетаются и вопросы к разнообразным контекстам звучащей на фестивале музыки (например, к ее «искусственным» – академическим/масс-медийным/субкультурным/другим, или «почвенным» прототипам, к целям и творческим предпочтениям самих музыкантов, к публичной среде, в которой они могут реализовать себя максимально и т.п.), и мысли о своем, наболевшем, бесконечно заботящем отсутствием в наших рядах того самого инициированного поколения. Мы же до сих пор и, в целом, без толку возимся с замысловатыми вопрошаниями типа: как, к примеру, объяснить неофиту – и иже с ним, конечно! – разницу между поиском звуковой самоидентичности и инфантильным следованием в проложенном отцами-основателями фарватере?! Или – вот тоже актуальное для нас – где же, собственно, проходит граница между «суррогатом» и «свободой самовыражения»?!... Я, кстати, тоже не исключение, грешна, вопрошаю...
А ответ – и простейший! – вот он, в тезисе юной умницы: чтобы спровоцировать музыкальную инициативу, всего лишь и надо, чтобы «за ушами» было не пусто... Кто что выберет в качестве ориентира – его личное дело, world music в принципе никого не ограничивает ни в предпочтениях, ни в возможностях. Только, наверно, фиксирует в каждом из нас ощущение принадлежности к поколению next, причем, не в узком, но в широком смысле этого слова... Ощущение это парадоксально снимает все личностные и профессиональные (читай – авторитарные), так сказать, «примочки» и погружает в состояние бесхитростного и непосредственного участного общения, заставляя признаться: да, я тоже next, несмотря на то, что возраст далеко за...
Вторая причина: фестиваль «Голос кочевников» с самого момента своего существования не позиционировал и не позиционирует себя как коммерческий проект. Ежегодные мероприятия феста – это, скорее, подарок жителям республики, не имеющим возможности находиться в центре актуальных событий свободной мировой музыкальной «тусовки» из-за специфики географического положения. Подарок щедрый и умный, с прицелом на перспективу и, как я понимаю, с надеждой на то, что начнут наконец-то осваиваться неисчерпаемые музыкальные богатства огромного региона Восточной Сибири. Правда, для того, чтобы «освоение» в актуальном формате началось, нужны заинтересованные творческие силы с молодым, даже где-то агрессивным личностным драйвом и питательная среда, помогающая этому драйву созреть до состояния осмысленного явления. На отсутствие молодых и агрессивных наш регион в целом пожаловаться не может, но вот с питательной средой у нас, честно говоря, беда. Потому миссию, которую исподволь выполняет фестиваль «Голос кочевников», приглашая для участия в open air наших собственных неофитов, невозможно переоценить и не приветствовать. А где еще они смогут запросто, на одной сцене с такими мастерами, как, например, «ДахаБраха» или Намгар, заявить о себе и, самое главное, – поставить себе оценку?..
Третья причина, она же, на самом деле, далеко не последняя: не будучи коммерческим проектом, фестиваль «Голос кочевников», тем не менее, держит планку качества в той обязательной составляющей современной культурной реальности, которую называют «услуга». Креативной группе организаторов (насколько мне известно, она очень компактна) удается реализовывать очень непростой по замыслу творческий проект, привязанный к региону, совсем не избалованному вниманием со стороны представителей творческого мейнстрима. Причем, реализовывать так, как следует, доделывая до конца, до той стадии завершенности, когда даже детали – например, визуального образа фестиваля – превращаются в информационные события, т.е. в говорящих, умеющих самостоятельно общаться с публикой агентов воздействия. Упомяну то, что лично я рассматривала с большим удовольствием на фесте № 5: узнаваемую желто-голубую цветовую гамму программок и флаеров (Бурятия – пространство впечатлений!), эмблемы, заставляющие, улыбаясь, вспомнить детство (чего стоит одно только «солнечное ухо»!), анонсы игр и акций open air, странички фестиваля на интерактивных площадках интернета (включая Википедию), видеоанонсы выступлений его потенциальных участников на сайте МК РБ, информацию о текущих и перспективных событиях на ленте РИА Новости... И это только малая, невооруженным глазом видимая часть огромной работы по, не побоюсь этого слова, promotion фестиваля как открытой площадки для творческих встреч...
Результаты этой работы в прошедшем межсезонье фестиваль «Голос кочевников» покажет уже в ближайший четверг. Ну а пока я благодарю арт-директора фестиваля Наталью Уланову и ее команду за проделанную работу и поздравляю Наташу с ее первым личным, точнее, лично-корпоративным юбилеем! Так случилось, что межсезонье фестиваля стало богатым на события сезоном Бурятской филармонии, о котором есть, что подумать, и есть, что сказать... Потому не прощаюсь...
Три причины считать музыкальный фестиваль "Голос кочевников" одним из лучших проектов новой бурятской культуры.
Юлия Соболева, музыковед
2957
В Художественном музее им. Ц. С. Сампилова состоится лекция
Сотрудники Национальной библиотеки провели урок для воспитанников социально-реабилитационного центра
Продолжается творческо-образовательная сессия «Байкал око земли»
Российская национальная премия в сфере креативных индустрий выявит лучших из лучших
Народный ансамбль «Русская песня» из Мухоршибирского района примет участие в окружном этапе Всероссийского хорового фестиваля в г. Владивосток