Три причины считать музыкальный фестиваль "Голос кочевников" одним из лучших проектов новой бурятской культуры.

..«Голос кочевников» сезона 2014 стартует уже сегодня. Лично я, подзарядившись впечатлениями от музыкальных анонсов на страничке Филармонии ВКонтакте, сразу же начала интересоваться прогнозом погоды, – ведь в этом году фестивальная команда запланировала сразу два open air, и в субботу, 12 июля, и в воскресенье, 13-го. Прогноз утверждает, что погода не подкачает, будет жарко и немного облачно, а это идеально для тех, кто хочет провести июльский weekend за городом. Только в воскресенье – на всякий случай! – возьмите с собой зонтики!!!...
Юлия Соболева, музыковед
2798
..Отношу себя к друзьям фестиваля и большим поклонникам команды его организаторов. Честно скажу, что такое отношение «случилось со мною» не сразу, т.к. гости проекта в первые годы его существования вызывали преимущественно вопросы и настраивали мой слух больше на терпение, чем на любопытство и согласие. Но сегодня мне очень легко признаться в том, что недоверие мое категорически побеждено, что профессиональное любопытство категорически включилось и даже заставляет браться за перо – просто так, например, для того, чтобы число нелюбытствующих сокращалось, а число поклонников росло. Лучше, конечно, в разы, а еще лучше – на порядок... Да! Потому что есть, на мой взгляд, три причины – по меньшей мере! – считать фестиваль «Голос кочевников» не только главным событием лета, но и одним из лучших проектов новой бурятской культуры. Попробую свое мнение объяснить.

Первая и главная причина: музыка и музыканты, представляющие на фестивале world music в том или ином звуковом воплощении, интересны, а их опыт поучителен. Интересны, прежде всего, фактом своего существования, свидетельствующим о наличии, если можно так сказать, инициативных поколенческих «слоев», настроенных на поиск и реализацию своего «голоса». Как, не побоюсь этого слова, «пещерный» профессионал (злопыхателей попрошу не утруждаться!!), постоянно и вынужденно размышляющий о «тупиковых ветках развития» отечественной – и не только! музыкальной культуры, могу сказать, что вне подобной живой инициативы творческий потенциал человеческих сообществ обнуляется, культура перестает быть сообщающимся пространством, а центр ее тяжести опасно перемещается на поверхность, грозя перевернуть всю систему. Чего греха таить – мы и живем в таком уже наполовину перевернутом мире, потерявшем ориентиры и не разбирающем вовсе, где «памятник», а где «оно, ... дерево», живое дерево традиции...

На фоне этой перевернутости – не сразу, конечно, – но замечаются здоровые и потому поучительные свойства и всего движения world music, и фестиваля «Голос кочевников». Скажу сначала словами своей юной попутчицы на фесте № 5, заметившей по поводу выступления московских гостей: у них «за ушами музыка, которую они слушали тинейджерами»... Очень правильная оценка, вполне достойная дальнейшей интерпретации!.. В нее запросто вплетаются и вопросы к разнообразным контекстам звучащей на фестивале музыки (например, к ее «искусственным» – академическим/масс-медийным/субкультурным/другим, или «почвенным» прототипам, к целям и творческим предпочтениям самих музыкантов, к публичной среде, в которой они могут реализовать себя максимально и т.п.), и мысли о своем, наболевшем, бесконечно заботящем отсутствием в наших рядах того самого инициированного поколения. Мы же до сих пор и, в целом, без толку возимся с замысловатыми вопрошаниями типа: как, к примеру, объяснить неофиту – и иже с ним, конечно! – разницу между поиском звуковой самоидентичности и инфантильным следованием в проложенном отцами-основателями фарватере?! Или – вот тоже актуальное для нас – где же, собственно, проходит граница между «суррогатом» и «свободой самовыражения»?!... Я, кстати, тоже не исключение, грешна, вопрошаю...

А ответ – и простейший! – вот он, в тезисе юной умницы: чтобы спровоцировать музыкальную инициативу, всего лишь и надо, чтобы «за ушами» было не пусто... Кто что выберет в качестве ориентира – его личное дело, world music в принципе никого не ограничивает ни в предпочтениях, ни в возможностях. Только, наверно, фиксирует в каждом из нас ощущение принадлежности к поколению next, причем, не в узком, но в широком смысле этого слова... Ощущение это парадоксально снимает все личностные и  профессиональные (читай – авторитарные), так сказать, «примочки» и погружает в состояние бесхитростного и непосредственного участного общения, заставляя признаться: да, я тоже next, несмотря на то, что возраст далеко за...

Вторая причина:  фестиваль «Голос кочевников» с самого момента своего существования не позиционировал и не позиционирует себя как коммерческий проект. Ежегодные мероприятия феста – это, скорее, подарок жителям республики, не имеющим возможности находиться в центре актуальных событий свободной мировой музыкальной «тусовки» из-за специфики географического положения. Подарок щедрый и умный, с прицелом на перспективу и, как я понимаю, с надеждой на то, что начнут наконец-то осваиваться неисчерпаемые музыкальные богатства огромного региона Восточной Сибири. Правда, для того, чтобы «освоение» в актуальном формате началось, нужны заинтересованные творческие силы с молодым, даже где-то агрессивным личностным драйвом и питательная среда, помогающая этому драйву созреть до состояния осмысленного явления. На отсутствие молодых и агрессивных наш регион в целом пожаловаться не может, но вот с питательной средой у нас, честно говоря, беда. Потому миссию, которую исподволь выполняет фестиваль «Голос кочевников», приглашая для участия в open air наших собственных неофитов, невозможно переоценить и не приветствовать. А где еще они смогут запросто, на одной сцене с такими мастерами, как, например, «ДахаБраха» или Намгар, заявить о себе и, самое главное, – поставить себе оценку?..  

Третья причина, она же, на самом деле, далеко не последняя: не будучи коммерческим проектом, фестиваль «Голос кочевников», тем не менее, держит планку качества в той обязательной составляющей современной культурной реальности, которую называют «услуга». Креативной группе организаторов (насколько мне известно, она очень компактна) удается реализовывать очень непростой по замыслу творческий проект, привязанный к региону, совсем не избалованному вниманием со стороны представителей творческого мейнстрима. Причем, реализовывать так, как следует, доделывая до конца, до той стадии завершенности, когда даже детали – например, визуального образа фестиваля – превращаются в информационные события, т.е. в говорящих, умеющих самостоятельно общаться с публикой агентов воздействия. Упомяну то, что лично я рассматривала с большим удовольствием на фесте № 5: узнаваемую желто-голубую цветовую гамму программок и флаеров (Бурятия – пространство впечатлений!), эмблемы, заставляющие, улыбаясь, вспомнить детство (чего стоит одно только «солнечное ухо»!), анонсы игр и акций open air, странички фестиваля на интерактивных площадках интернета (включая Википедию), видеоанонсы выступлений его потенциальных участников на сайте МК РБ, информацию о текущих и перспективных событиях на ленте РИА Новости... И это только малая, невооруженным глазом видимая часть огромной работы по, не побоюсь этого слова, promotion фестиваля как открытой площадки для творческих встреч...

Результаты этой работы в прошедшем межсезонье фестиваль «Голос кочевников» покажет уже в ближайший четверг. Ну а пока я благодарю арт-директора фестиваля Наталью Уланову и ее команду за проделанную работу и поздравляю Наташу с ее первым личным, точнее, лично-корпоративным юбилеем! Так случилось, что межсезонье фестиваля стало богатым на события сезоном Бурятской филармонии, о котором есть, что подумать, и есть, что сказать... Потому не прощаюсь...

Читайте также