Александр Итыгилов родился 6 августа 1944 года в селе Петропавловка Джидинского района Бурятской АССР. Его талант проявился очень рано, с детства страстью будущего великого бурятского кинооператора была фотография – предтеча кино. Работы юного Саши Итыгилова не раз выставлялись в кинотеатре «Прогресс» наравне с работами взрослых фотографов.
После школы Александр Итыгилов едет в Москву и поступает во ВГИК, а после его окончания уезжает работать на Украину, где попадает на Киевскую киностудию художественных фильмов имени Александра Довженко. И уже первая его операторская работа обращает на себя внимание.
Это фильм режиссёра Николая Мащенко «Иду к тебе» о непростой судьбе украинской поэтессы Леси Украинки. К тому моменту, когда Мащенко приглашает в свою картину никому неизвестного оператора, бюджет фильма практически израсходован предыдущими творческими бригадами. До Николая Мащенко фильм брались снимать несколько режиссёров. Самое главное, не остаётся ни времени, ни плёнки. В этих условиях молодой оператор принимает решение, оказавшееся не только тогда единственно правильным и оправданным в художественном плане, но и ставшем впоследствии отличительной чертой всех киноработ Александра Итыгилова: он приближает камеру к лицу актрисы Аллы Демидовой, игравшей главную роль.
Крупные планы Александра Итыгилова! Они в одночасье превращали молодых актёров в звёзд. Так, например, было с Владимиром Конкиным.
Для многих зрителей старшего поколения заслуженный артист России Владимир Алексеевич Конкин навсегда остался актёром одной роли – Павки Корчагина – в другом совместном фильме Мащенко и Итыгилова «Как закалялась сталь». Глаза его героя, смотревшие прямо в душу, навсегда сохранились в памяти, и даже сегодня, спустя 40 лет, не отпускают нас и возвращают к фильму, который казалось бы уже неактуален в современном мире.
Но как сказал на пресс-конференции в Улан-Удэ народный артист России, профессор ВГИК, кинорежиссёр Владимир Петрович Фокин, отвечая на вопрос о востребованности советского киноискусства сегодня: «Кино устаревает невероятно быстро. И часто бывает так, что смотришь спустя какое-то время картину, которая нравилась, восхищала и понимаешь, что смотреть невозможно. А какие-то картины остаются равными себе по силе и даже, как хорошее вино, со временем набирают».
По убеждению Владимира Фокина, «это зависит от степени заключённой в фильме правды». Именно на поиск правды, или, если смотреть с другого ракурса, на поиск фальши, по его словам, «самым жестким образом» нацеливает своих учеников режиссёр.
Присутствием правды объясняет Владимир Петрович и вечную жизнь шедевров кинематографа:
- Если вы сегодня посмотрите какие-то картины Гриффита, посмотрите «Касабланку» Кёртица, или «Амаркорд» Феллини, или «Окраину» Бориса Барнета, или «Стачку» Эйзенштейна, или картины советских мастеров – лучшие их работы, то ничего кроме счастья вы не испытаете. Потому что кино обладает поразительным свойством фиксации духа времени. И если картина сделана честно, не холуйски, не подобострастно по отношению к власти и не с желанием получить какие-то блага, а с желанием достучаться до человеческих сердец, то она будет жить долго, а, может быть, и вечно.
Именно честность – характерная черта всех киноработ Александра Итыгилова, и не только как кинооператора, но и режиссёра.
В 1989 году Александр Итыгилов, в 1978 году окончивший Высшие режиссёрские курсы (мастерская Глеба Панфилова), снял фильм по одноименной повести Сергея Каледина «Смиренное кладбище».
Директором одного из кладбищ под новое захоронение продана старая могила. Место это находилось рядом с могилой декабриста, и было определено под мемориал. Выкопать новую могилу директор поручает Алексею Воробьеву по прозвищу «Воробей». Когда началось выяснение инцидента, всю вину свалили на Воробья. В отчаянии Алексей решает покончить с собой…
Сюжет фильма для конца 80-х - начала 90-х не, когда всё было выставлено на продажу, и люди, и их могилы, не уникален. Но как фильм приняла критика и зритель!
«Снято так, что ленту можно смело отнести к лучшим отечественным фильмам. Режиссура безукоризненна, изумительно точный подбор актеров, с таким вдохновением создавших портреты своих персонажей. Очень хорош Алексей Серебряков в небольшой вроде бы роли подсобного «негра» Воробья. Но душа картины – это, конечно, Владимир Гостюхин. Книгу и фильм можно отнести к современной классике».
«Мир кладбищенского «сервиса» в колоритном исполнении известных актеров при всей конкретике ситуаций и характеров закономерно отражает мир вокруг скорбной ограды на окраине города. Борьба за выгодное место, взяточничество, рэкет, власть «боссов». Все это выстраивается в емкий образ социального кризиса. Режиссера отличает бережный, вдумчивый подход к литературному первоисточнику. Точен выбор исполнителей.
А поэтические пейзажи оператора Вилена Калюты намеренно контрастируют с жесткостью бытовой фактуры основного действия картины. Фильм, лишенный конъюнктурных манков и эффектов, получился, разумеется, не кассовым. Зато мужественным и честным».
Это мнения обыкновенных зрителей.
Однако с ними согласен и профессионал – киноисторик, теоретик кино Виктор Божович, высказавший своё мнение в статье «Жизнь и смерть Лехи Воробья», опубликованной в журнале «Советский экран» в мае 1990 года:
«Фильм А. Итыгилова менее всего литературен, хотя и сделан по повести С. Каледина, опубликованной в 1987 году в «Новом мире». По своим художественным качествам фильм, как мне представляется, превосходит повесть, и заслуга в этом принадлежит не только режиссеру, но и сценаристу — С. Каледину. Фильм сжат, собран, лаконичен, в нем четко выявлена драматургическая структура. Прекрасно написан диалог, передающий разговорные интонации, чересполосицу бытовой речи, ограниченность и неожиданную выразительность убогого языка действующих лиц. Чего стоят хотя бы такие словесные гибриды, как «водку пьянствовать», «безобразие нарушать!»
Авторам фильма (с помощью оператора В. Калюты) удалось соединить суровое, жестокое, доходящее до натурализма изображение быта персонажей с атмосферой глубокого и скорбного раздумья. За героями фильма, людьми опустившимися, оскотинившимися, теряющими или уже потерявшими человеческое достоинство, камера следит не отчужденно, не со стороны. Конечно, не все они одним миром мазаны, и невидимая черта отделяет беспомощного и безобидного Кутю (прозванного так за свою любовь к собакам) от расчетливого и опасного Стаса, для которого нет уже ничего святого. Но, как бы то ни было, кинокамера здесь, среди действующих лиц, часто вплотную к ним — в тесных подсобках узких дворах, неприбранных, захламленных комнатах. Ощущение тесноты, спертости — пространственный лейтмотив многих эпизодов фильма. А когда стены размыкаются, мы оказываемся на кладбище, среди могил, — вот и все «жизненное пространство» героев фильма».
И хотя Виктор Божович называет имя другого оператора – Вилена Калюты, он выделяет почерк самого Александра Итыгилова, очень хорошо знающего, что именно оператор – главный человек на съёмочной площадке. То, что делают актёры под руководством режиссёра – это одно. Но конечный результат съёмок фильма зависит от того, как всё увидел и отснял оператор. И хотя этот фильм фактически единственный, где Александр Атаевич сам не брал в руки кинокамеру, его присутствие, как кинооператора угадывается сразу.
Именно об этом говорили 8 октября люди, собравшиеся в Зале литературы по культуре и искусству Национальной библиотеки Республики Бурятия. И хотя события встречи вмешалась случайность: отключили электроэнергию, и нельзя было посмотреть фрагменты фильмов Итыгилова, о которых шла речь, она получилась настолько интересной и трогательной, что даже фотограф Ирина Шагланова впервые в жизни не снимала, а слушала. И поэтому у организаторов встречи нет фотографий –документального свидетельства происходившего. Но его доказательством является выставка публикаций об Александре Итыгилове, а также книг об известных в мире кино актёрах и режиссёрах, с которыми наш земляк работал и дружил, подготовленная главным библиографом отдела обслуживания пользователей Ириной Иннокентьевной Богомоловой, и которую можно посетить в дни работы библиотеки.
Несмотря на то, что встречу, объявленную заранее, как мероприятие Национальной библиотеки в рамках акции «Кинопоезд ВГИК-95», обошли своим вниманием журналисты, сами московские гости, его не только знают и помнят, но и считают настоящим вгиковцем.
В частности об этом сказал Владимир Петрович Фокин:
- С Сашей Итыгиловым мы были знакомы. Он был замечательным, симпатичным человеком. Был женат на нашей выпускнице, актрисе Ольге Матешко. Это был прекрасный оператор и вгиковец полноценный. Его трагический ранний уход из жизни был, конечно, большим ударом для тех людей, которые его знали.
Александр Итыгилов умер в 1990 году в Москве от саркомы лёгких. Кто-то считает причиной его болезни большую дозу радиации, полученную при съёмках аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, а кто-то называет причиной работу над другим фильмом - художественным «Это мы, господи!», съёмки которого велись в 200-х километрах от Чернобыля, и, возможно, действительно оказавшиеся роковыми.
В фильме, снятом по повести Константина Воробьёва и рассказывающем об обороне Москвы в 1941 году, было много взрывов, использовалось большое количество пиротехники. Вместе с простой пылью в воздух поднималось и большое количество радиоактивной, радиус поражения территории после аварии был и остаётся огромным.
Несмотря на все усилия врачей боткинской больницы, спасти Александра Итыгилова не удалось.
И только в своих фильмах он по-прежнему живой и говорит с нами.
Фото: Ирина Шагланова, Дмитрий Алтаев