На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой поэтического творчества. Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура, к фольклору относится все, что создано народом, его разумом и руками. Поскольку народ – это целый коллектив, то и определенных авторов у всех этих произведений нет. Любая песня, любая сказка, любая игрушка, отражающая народные традиции – все обретало свой облик при помощи общих усилий, при помощи народных фантазий и мудрости, становилось традиционным, передавалось из уст в уста, от поколения к поколению. Именно поэтому на сегодняшний день мы имеем такое богатое фольклорное наследие, какого, пожалуй, нет ни у одного другого народа в мире. А народ, не имеющий фольклора – безликий народ. Фольклор – это память веков, это клад предков, это лицо народа, нации, это настоящее богатство, которое не имеет цены, его невозможно оценить и измерить. Фольклор живой организм и управлять народным творчеством не возможно, а вот создавать условия для его развития можно и реализацией многих задач по сохранению народных традиций занимаются творческие люди – фольклористы, руководители фольклорных коллективов, центров традиционной культуры, фольклорных студий и любительских объединений, которых в республике насчитывается 267, в них занимаются 4167 человек. Звание «народный» и «образцовый» имеют 70 коллективов.
Фольклорные коллективы Республики Бурятия, являясь составной частью народного художественного творчества, занимают значимое место, они составляют 8,3% от общего числа формирований по республике. По-прежнему не хватает квалифицированных специалистов, имеющих специальное образование. Например, в 70 фольклорных коллективах со званиями «Народный» и «Образцовый» только 37 человек имеют базовое образование по специальности «Этнохудожественное творчество», что составляет около 52,8% от количества художественных руководителей. Остальные 47,2% - это руководители без специального образования или имеющие другую специальность.
В первый день лаборатории работниками библиотеки РЦНТ проведен обзор специальной литературы, аудио и видео фондов, которые можно было приобрести. Информация такого рода очень полезна для профессионального роста специалиста. Специально в помощь руководителям фольклорных коллективов по двум направлениям: русский и бурятский фольклор был подобран материал, в который вошли методические рекомендации по хореографии, вокалу, сценарии обрядов и новинки песенного репертуара.
Программа творческой лаборатории содержала две темы «Фольклорное пение и народный костюм» теоретического и практического характера, для проведения которых были приглашены педагоги из музыкального колледжа и академии культуры, специалисты РЦНТ: по фольклорному пению – Рещиков Н.И., Курманкулова Е.В., Мохосова Е.Н., по методике собирания и систематизации фольклорного материала - Дашиев А.Д., по семантике традиционной культуры – Николаева Д.А., по народному костюму – Гусейнова Т.Н., Цыденжапова Б.Ц. По программе состоялся выезд курсантов в Заиграевский район с целью ознакомления с работой туристического центра «Степной кочевник» в с. Ацагат и центром казачьей культуры «Забайкал» п. Заиграево. Сотрудники центров подробно рассказали и наглядно показали проводимую ими работу. Хочется отметить центр казачьей культуры «Забайкал», при котором работают народный казачий ансамбль «Сибиряки», фольклорный театр, детский фольклорный ансамбль и клуб прикладного творчества по бисероплетению и узелковому плетению. Центр проводит множество мероприятий для разных возрастных категорий населения, выезжает на фестивали, конкурсы и выставки. Участникам лаборатории очень понравился спектакль, который фольклорный театр специально подготовил к встрече, также они вместе с участниками ансамбля «Сибиряки» разучили бытовые танцы «польку» и «кадриль», поиграли на музыкальных и шумовых инструментах, в заключение встречи отведали чая и пирогов. К сожалению, времени, отведенного на практические занятия, было недостаточно для закрепления пройденного материала. Возможно, если поменять тактику проведения лаборатории, проводить отдельно по направлениям: для руководителей бурятских, семейских, казачьих, фольклорных коллективов. С разделением направлений появилась бы возможность в закреплении полученных знаний, умений, которые при дальнейшей самостоятельной работе превратились бы в навыки. Более глубокие знания в своей области делают результативной всю дальнейшую деятельность.
По окончании лаборатории курсантам были вручены удостоверения и раздаточный материал (методические, нормативные документы, новинки видео и нотного материала и специально выпущенный «Репертуарный листок» с музыкальным приложением в помощь руководителям).