Выставка картин из собрания музея имени Андрея Рублева открылась в столице Бурятии. Более 80 полотен и предметов из уникальной коллекции древнерусской культуры и искусства смогут увидеть жители Бурятии с 13 февраля по 25 марта 2015 г. Все они посвящены святым войнам.
Икона за иконой – так вырастают стройные ряды святого воинства. Архангелы, воины Византии и русские князья. Им испокон веков люди молились в минуту величайшей опасности. И почти на каждой иконе они изображены не с оружием, а с крестом в руках.
На Руси как святые воины почитались благоверные князья. В житийных текстах подчеркивалось, что главным их оружием были крест и молитва, но и оружие "физическое" пользовалось в древности большим уважением. Как великую святыню хранил меч св. Бориса князь Андрей Боголюбский. Жития воинов входили в круг излюбленного чтения. Большой популярностью пользовалась "Повесть о походе Димитрия Донского на Мамая", издание которой с гравюрами в XIX века можно увидеть на выставке.
В экспозиции представлены образы ангелов, составлявших Воинство Христово, изображения святых воинов-великомучеников и воинов византийского времени, военачальников Ветхого Завета, иконы русских святых князей, – всего более 80 экспонатов.
"В церковной иерархии воины входят в состав мучеников. Первые воины, причисленные к лику святых, – это были воины римской армии, христиане, которые претерпели мучения за исповедание веры Христовой. Их подвигом была стойкость во время мучений, и крест – это было их главное оружие, с которым они могли устоять в духовной борьбе. Вера помогла Георгию Победоносцу выстоять страшные пытки. Димитрий Солонский, согласно летописям, даже после смерти охранял свой город от врагов. А Евстафию Плакиде Христос явился в виде оленя на охоте и заговорил человеческим голосом, после чего воин сменил язычество на христианство. За каждым ликом – своя история и свои чудеса", – считает Надежда Герасименко, куратор выставки, кандидат искусствоведения.