«Спасибо, вам, что актуализируете драматурга»

Государственный русский драматический театр им. Н.А.Бестужева принял участие во Втором Всероссийском театральном  фестивале им. В. Г. Распутина в г. Иркутске
пресс-служба ГРДТ им. Бестужева
267

Наивная комедия «Маленький спектакль на лоне природы» по пьесе Степана Лобозерова в постановке иркутского режиссера Александра Лобыгина был отобран экспертным советом и вошел в список 11 участников – профессиональных коллектив из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Вологды, Кемерово и Улан-Удэ.

- В отличие от Вампиловского, у которого уже есть история и традиции, Распутинский фестиваль ещё только в стадии становления, формирования концепции, духа, идеи, - подчеркнула министр культуры Иркутской области Олеся Полунина на открытии форума, - он должен стать поистине национальным фестивалем, объединять нас вокруг подлинных ценностей и идеалов, утверждать любовь к человеку, любовь к малой и большой родине, которые пронизывали творчество нашего великого земляка и его единомышленников в литературе.

В этом году афиша фестиваля представлена произведениями не только Валентина Распутина, но и представителями «деревенской прозы»: Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Василий Белов, Фёдор Абрамов, драматургов - Виктора Розова и Степана Лобозерова.

Впервые в программу вошли «Распутинские чтения», в которых принимают участие музейные сотрудники, исследователи творчества авторов: директор Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина Марина Торопчина (Алтайский край), заведующий Литературным музеем им. В.П. Астафьева Александр Черепанов (Красноярск), старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.А. Абрамова Нина Никифорова (Архангельск), научный сотрудник Музея-квартиры В.И. Белова Ксения Соколова (Вологда). Лекцию, посвященную Валентину Григорьевичу Распутину, проведёт заведующая кафедрой филологии и методики Педагогического института Иркутского государственного университета Ольга Юрьева (Иркутск).

Сверхзадачей литературно-театрального форума  директор Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Анатолий Стрельцов назвал «умножение человечности и добра в общественном климате не только Приангарья, но и в широком радиусе всероссийского охвата».

На вопрос как формировалась афиша фестиваля, очень подробно на пресс-конференции ответила представитель отборочной комиссии, иркутский документалист и филолог Ольга Соболева: «Главное качество сегодняшнего театра, на наш взгляд, – иметь свою позицию. Позиция Охлопковского театра, а значит, и фестиваля, рождённого под эгидой Иркутского академического, – любовь к человеку, равнение на идеалы, верность чистому истоку лучших художников и мыслителей отечественной культуры. Характер фестиваля литературно-театральный. Современный театр всё больше пропитывается литературой. В данном случае — лучшей литературой, литературой невероятной глубины и высоты. Литературой, которая создаёт «встречное движение» тому, что нас разрушает и обедняет, которая способна воодушевлять и поднимать человека. Такова направленность постановок, которые увидит фестивальная публика».

«Маленький спектакль на лоне природы» вписался в концепцию фестиваля, что подтвердил успешный показ, отклик зрительного зала с реакцией на юмор и глубокую тишину в минуты откровений героев, и обсуждение спектакля с профессиональными филологами  из Иркутского Дома литераторов Еленой Ждановой и Антоном Лухневым.

В отличие от многих театральных фестивалей, где разбор и оценку спектаклям дают профессиональные театроведы, искусствоведы, в Иркутске участникам предоставили возможность услышать литературный разбор драматургии при режиссерском воплощении на сцене с позиции зрительского понимания. В итоге получился очень интересный обоюдополезный диалог театра и филологов.

Антон Лухнев: «На мой взгляд, основная мысль спектакля идет от героя Станислава – «Мы живем и не замечаем эту жизнь. И еще чего-то ждем…». И это созвучно с тем, что говорит рассказчик из произведения В.Распутина «Последний срок». Только Ваш герой получил преобразование, преображение. С городским художником Старковым этот процесс должен был случиться в тот момент, когда он увидел рисунки дочери Никанора. И он испытывает это преображение. В пьесе это остается за кадром, но это читается у вас  спектакле.

Понравилось ваше решение цветов-одуванчиков, таких нежных и хрупких, как вся природа (художник Николай Левашов), и то, что вы ввели девочку в канву спектакля, а в пьесе она не выписана. И она не случайно появляется всегда на поляне, она живет в другом измерении. Она ближе к природе. И хореография, пластические сцены (Владимир Лопаев) несут тему природы, гармоничного мира, от которого люди сбежали и забыли, выбрав цивилизацию. Вообще, хореографию особо стоит отметить, она несет большую смысловую нагрузку и в сценах дуэтного танца женщин, когда они о своём, о женском пытаются высказать личную боль. Это очень интересно сделано».

Елена Жданова: «Хочется поблагодарить вас за то, что вы привезли спектакль с нестандартным (для меня лично), интересным решением. Спектакль автора, который сейчас не на слуху. Вы актуализируете его, выводите его снова в повестку, чтобы все о нем знали. Это хорошо, что идет возвращение имен.

В вашем спектакле представлена достаточно минималистическая конструкция, отсутствует деревня в ее деталях, она абстрактная, вы уходите от классического деревенского мира. Этюдная форма, к которой прибегает режиссер-постановщик, расширяет метафизические мотивы, психофизику персонажей. Тут и проблема творчества, проблема реализации, несостоявшиеся судьбы и многое  еще. Девочка Катя, которую вы решили ввести в спектакль - это сила творчества. Она всегда на заднем фоне о ней говорят, как о силе творчества, которая соединяет всех героев».

На обсуждении положительно был отмечен сибирский говорок деревенских жителей, передача естественности просторечья, и это, как отметили филологи, было показательно в спектаклях из разных регионов – вологодской, архангельской областей.

Высокую оценку получила органика существования актеров. Обратили внимание даже на цветовую гамму  костюмов и декорации, увидев в зеленых, розовых, малиновых оттенках такие характерные черты героев спектакля, как открытость, наивность, некоторую замкнутость.

Итогом часового разговора между представителями театра и литераторами стало общее признание того, что пьеса, написанная 40 лет о глубокой проблеме взаимопонимания между людьми, вновь звучит актуально, благодаря экспериментальной постановочной форме, попытке соединения двух жанров психологического и пластического.

Важность участия на крупном литературно-театральном форуме подчеркнула министр культуры Республики Бурятия Соелма Дагаева: «Показ спектакля по пьесе нашего земляка Степана Лобозерова, важной темой которой  стал  разговор о человечности, это не просто  значимое событие для всего коллектива, но и выполнение очень важной миссии Русского театра в республике. И то, что спектакль получил хорошие отзывы зрителей, очень радует».

В традициях многих фестивалей устраивать встречи и капустники, не стал исключением и Распутинский. После показа каждого спектакля участники приглашались на душевные посиделки «На завалинке» от охлопковцев. Каждый из пяти вечеров был посвящён одному из писателей. Бестужевцы попали на вечер Виктора Асафьева. На столе пышным цветом уместились блюда, сошедшие со страниц его повестей и рассказов: здесь и «рыбный пирог, сладкие пироги, солёные огурцы ломтиками, рыжики с луком по всему столу на мелких тарелочках и, конечно же, драчёна – мятая картошка, запечённая с молоком и маслом». Песни, пляски, шутки, частушки и, конечно, по русскому обычаю обмен подарками. Коллективу из Улан-Удэ вручили диплом участника фестиваля, кстати сказать, здесь нет лауреатов, и не раздают номинации. А художественный руководитель Русского драматического театра им. Н.А.Бестужева Вячеслав Дьяченко в ответ преподнес легендарному директору Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова А.А.Стрельцову памятную медаль Н.А.Бестужева с именным удостоверением «За выдающийся вклад в развитие театрального дела». Театры связывает давняя дружба, и есть планы о совместных мероприятиях на ближайшее время.

Второй всероссийский театральный фестиваль имени Валентина Распутина реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Следующая встреча планируется через два года.

Проект осуществляется при поддержке министерства культуры Бурятии, которое, по словам министра Соелмы Дагаевой, успешно реализует и другие творческие проекты, связанные с федеральными программами, в том числе, национальным проектом "Культура", инициированным президентом России Владимиром Путиным.

 

Читайте также