Его провел режиссер-постановщик и автор инсценировки, артист театра Александр Фатеев с участием членов художественно-постановочной части. Сценограф спектакля и художник по костюмам из Санкт-Петербурга Мария Шуплецова приняла участие в техсовете онлайн.
Планируемая постановка посвящена столетию со дня рождения девушки, которая первой получила звание героя Советского Союза, Зое Космодемьянской.
Известно несколько литературных произведений о Зое Космодемьянской. Отсняты фильмы. Есть даже поэма. Но нет пьесы или какого-то драматического произведения. Поэтому автор постановочного проекта Александр Фатеев выступил автором инсценировки, которая легла в основу будущего спектакля.
Изучив достаточное количество литературы, выбор режиссера был сделан в пользу двух ключевых источников: мемуары Любови Тимофеевны Космодемьянской, матери Зои — «Повесть о Зое и Шуре», а также очерк военного корреспондента Лидова Петра Александровича — «Таня».
-Именно из этих двух произведений и будет строиться история подвига героини, - рассказал Александр Фатеев, - в них есть тот драматический потенциал, необходимый для создания полноценного произведения для сцены театра. В «повести о Зое и Шуре» представлен подробный портрет Зои с самого её рождения. Явно прослеживаются становление её личности, то, как она приходит к своим идеалам и убеждениям о человечности, и то, как внутренне она готовится к своему подвигу.
В очерке же Петра Лидова отражён сам подвиг партизанки Зои, которая взяла себе псевдоним "Таня" в честь революционерки Гражданской войны — Татьяны Соломахи, - продолжает объяснять автор инсценировки. - Пётр Лидов — советский журналист, который по горячим следам воссоздал картину казни девушки. Он первым оказался в селе Петрищево, и подробно провёл журналистское расследование, допросив всех свидетелей, детально описал последние дни и подвиг Зои Космодемьянской.
Визуализация, стилизация войны в художественном оформлении спектакля будет создаваться за счёт фактуры используемого материала - метала и фанеры на контрасте красных и чёрных цветов, используемых в реквизите, костюмах и композиционном решении. Сама по себе декорация предполагается условной и формальной, она не отсылает зрителя к определённому месту действия и в то же время будет способствовать образному решению.
Включение в канву спектакля большого архивного видеоматериала предполагает использование диодного экрана.
-Костюмы к спектаклю имеют двойной стилистических характер, -говорит художник-постановщик Мария Шуплецова. - Советскую армию и главных персонажей мы хотим показать зрителю реалистичными, строгими людьми, в серо-красных оттенках. Крой костюмов в историческом ключе 40-х годов 20-го века. Но стилизованы небольшими красными деталями. Фактура и цвета их костюмов - это разные оттенки серого, черного, белого. Материалы - драп, лён, бязь, войлок. Грима у советских персонажей как такого не будет. Это «реальные» люди с лицами, на которых есть отпечаток войны.
Премьерные показы спектакля «Зоя» запланированы на 7 и 9 мая.
Значимость нового постановочного проекта, посвященного женскому героизму в годы Великой Отечественной войны, подчеркнули на прошедшем расширенном заседании Коллегии Министерства культуры Республики Бурятия по итогам 2023 года и задачам на 2024 год.
Фото Сергея Примакова.