Вся жизнь посвящена театру!

Цырен  Аюржанаевич  Балбаров -  заслуженный работник культуры РСФСР, кавалер ордена Дружбы народов, бессменный директор, отдавший своему театру всю свою безудержную энергию, талант организатора.  Заложивший немало «кирпичиков» в  построении театра, в присвоении ему звания «Академический».
Лариса Егорова
786

Ветеран Великой Отечественной войны, командир батареи, он участвовал в обороне Ленинграда и был отмечен многими наградами. Привычка лично отвечать за все, выработанная временем, привитая его поколению воспитанием с детства, войной, наконец, не давала ему покоя. Он был неуемным катализатором многих идей, упрямым и работоспособным руководителем театра с 1952 года по 1988 год. До работы в бурятском театре он занимал должность заместителя директора казахского национального театра, где повстречал свою любовь – Аллу Федоровну, кореянку по национальности, которая создала ему все условия для работы. Он привез ее на свою родину и она, находясь здесь, вдалеке от своих родственников, посвятила ему всю свою жизнь. Приходя в театр рано утром, он уходил только тогда, когда гасли рампы и артисты расходились по домам. Он так любил театр! Ходят даже такие байки, что после его ухода из жизни, ночью дежурным, которые оставались на вахте в театре, слышался его командный голос. Даже оставив нас, он не мог оставить без присмотра свой родной театр! Цырен Аюржанаевич любил нас, как своих детей, решал наши бытовые проблемы, какими бы ничтожными они ни были: будь то квартирный вопрос или неурядицы семейные… У него было чутье на таланты, он оберегал их и ни один актер не оставался без его внимания. Первое мое знакомство с ним произошло, когда я только что закончила школу и пришла поступать в студию при театре, которой руководил народный артист РСФСР Федор Семенович Сахиров. Деревенская девчонка, мечтавшая, можно сказать, с пеленок стать артисткой, я вышла на маленькую сцену, сейчас уже театра «Ульгэр» и стала «являть свое искусство». Волосы я после окончания школы перекрасила в цвет соломы и, когда я с подружками ходила в горсад, (в мою молодость там танцевали ехор и пели) я запевала одну из частушек ехора «Сагаан hүүлтэй петухоо сарай дээгүүр кукарилоо», все буряты вздрагивали и с удивлением смотрели в мою сторону. С моими выкрашенными в цвет соломы волосами, и поскольку у меня мама была русская, всем было удивительно, как русская на вид девчонка, залихватски распевает и танцует ехор. То же самое произошло и в театре с Цыреном Аюржанаевичем. Прозу и басню я читала на русском, а он попросил, чтобы я спела бурятскую песню. Ну, я и затянула «Үргэн Ононойгоо эрьеэ дээрэ (На берегу реки Онон)». И когда я спела, он подозвал меня и говорит: «Зай, мүнөө парикмахерско ошоод, үhэеэ хараар шэрдэ даа!» (Ну, а теперь иди в парикмахерскую и перекрась волосы в черный цвет!) Вот так я начала свою долгую и, я считаю, плодотворную творческую жизнь, с легкой руки Цырена Аюржанаевича.

Сейчас я поражаюсь, откуда он брал силы возиться с нами, вникать во все творческие вопросы. Ни одно дело, которое касалось жизни театра, не обходилось без его твердой руки. Он был настолько непосредственной и обаятельной личностью, что перед ним открывались все чиновничьи двери. У него была,только ему присущая манера разговора, с легким бурятским акцентом, очень колоритная и сочная речь. Многие его фразы разошлись на цитаты и до сих пор актеры старшего поколения, а это уже мы, с наслаждением и любовью вспоминаем его шутки - прибаутки. Критики, которые приезжали к нам для просмотра спектаклей, говорили: «С таким директором вы пробьете себе дорогу не только в Москву, но и далеко за ее пределы». Он не оставлял без внимания все национальные студии при институте театра, музыки и кино в Ленинграде, постоянно был осведомлен об их учебе, самолично ездил навещать их, а также к студентам, которые обучались во Владивостоке.

А когда мы выезжали на гастроли, то спустя некоторое время, он приезжал к нам, рассказывал городские новости, про будущие планы театра, а мы, как малые дети, радовались его приезду. Внимательно относился к бурятской национальной драматургии. Заставлял режиссеров персонально вместе с драматургом работать над пьесой.

Но какие «глыбы» были на посту заведующих литературной частью и мы горды, что нам удалось быть рядом с ними: Даши-Рабдан Батожабай, Дондок Улзытуев, Жан Зимин, Бато-Мунко Пурбуев, Баир Эрдынеев…

А как он закладывал фундамент монголо-бурятской дружбы между двумя театрами! Сколько раз мы ездили на декаду бурятского искусства и культуры в Монголию, где нам неизменно сопутствовал успех у зрителя и теплый прием у первых лиц нашей братской республики. Нас принимали в своей резиденции первые секретари народной партии МНР Цыденбал, Батмунх, посол Советского Союза в Монголии, нам рукоплескали в Калмыкии, Якутии! Незабываемые гастроли в Москве, Петербурге! В то время на каждую премьеру приглашались руководители разных рангов, начиная с Андрея Урупхеевича Модогоева, первого секретаря обкома партии. А если он приходил, то за ним тянулась вся политическая элита.

Прошло много лет с тех пор, как его нет с нами, но память о нем, как об уникальном директоре, беспредельно преданному театру, будет передаваться из поколения в поколение!

Читайте также