Ее руками, не без помощи старших товарищей, конечно, создавался музей при ГРДТ им. Бестужева, и сегодня от нее зависит то, что достанется будущим улан-удэнцам в память о труппе и спектаклях этого учреждения культуры.
Об учебе во ВСКАГИ, о работе над архивом, о том, чем отличается театральный музей от других музеев, о сложности «законсервировать» такой творческий продукт, как спектакль, мы поговорили с Ларисой Николаевной.
– Лариса Николаевна, расскажите о себе. Как вы решили стать музееведом?
– Я родилась в Улан-Удэ, окончила школу №43, что на Стеклозаводе, параллельно училась в музыкальной школе, с самого детства всегда участвовала в самодеятельности. Наш район отдаленный, когда, будучи старшеклассниками, мы знакомилась с ребятами из центра города, чувствовалась разница, понимала, что они другие – и поначалу даже был психологический барьер, что ты не училась в 14 или 3 гимназии. Но я всегда училась хорошо и постепенно эти грани стерлись, потому что порой «на периферии» города ребята не менее талантливые и умные. Поступила в академию культуры и искусства на музееведа-историка, тогда эта специальность практически только открылась (наш выпуск был третьим). Хотя изначально думала о пединституте, о дошкольной педагогике и психологии, но все-таки пошла на музееведа, потому что мне была интересна «оборотная сторона» – как готовятся экспозиции, привлекала работа экскурсовода.
– А как попали в Русский драмтеатр?
На 4 курсе к моему научному руководителю Нине Владимировне Комиссаровой обратилось руководство театра с просьбой выделить студентов в качестве помощников в создании музея. Коллектив тогда готовился отметить 70-летие. Когда пришла в театр, то увидела комнатку с огромным стеллажом во всю стену, от пола до потолка, где штабелями были сложены программки, афиши, не подписанные фотографии... Началась кропотливая работа по систематизации этого материала. И вот почти год – это была моя дипломная работа «Музей ГРДТ им.Н.Бестужева: от замысла к воплощению» – я разбирала то, что накопилось. В апреле 1999 года, в день празднования юбилея театра, состоялось открытие музея в старом здании театра. Работу по созданию музея мы проделали вместе с главным художником Вадимом Михайловичем Бройко, он много лет проработал в театре, хорошо знал историю и болел за ее сохранение, а также завлитом Еленой Анатольевной Гильмулиной. Мне повезло, моя дипломная работа имела реальное воплощение, музей действительно появился, и вот уже 20 лет существует при театре. После окончания вуза Петр Григорьевич Степанов предложил мне стать заведующей музеем.
– Никогда не пожалели о своем решении?
– Нет, конечно, я работаю по специальности в творческом коллективе – это вдохновляет, совсем не скучная и интересная работа.
– Что было самым сложным, когда увидели объем предстоящий работы по созданию музея?
– Самым сложным было разобрать, разложить по папкам, подписать каждую фотографию, идентифицировать, что это за спектакли. И тут мне на помощь пришли ветераны. Я договаривалась, например, с Сергеем Леонидовичем Панковым о встрече, брала кипу фотографий, показывала каждую, он говорил, что за спектакль, кто на ней изображен. Потом так с каждым ветераном театра. Постепенно стала сама узнавать этих людей, хотя их давно уже нет в живых. Общались с Галиной Шелковой, Валентиной Найдаковой, ведь на тот момент осталось мало очевидцев, кто помнил театральную жизнь 40-50-х гг., театр горел, немного сохранилось. Когда отмечали 70-летие, даже давали бегущую строку с просьбой принести в театр программки, фото тех лет. Наш артист Коля Брагин тогда принес фото своего деда, он работал актером.
– Что сегодня составляет фонд музея театра Бестужева?
– Сегодня это фотографии, видеозаписи спектаклей, программки, афиши, различные документы, буклеты, разная сувенирная продукция, которую выпускает театр к юбилеям, подарки, дипломы разных фестивалей, эскизы, макеты декораций, личные вещи артистов… Часто дети, внуки передают личные архивы. Например, не так давно сын заслуженного артиста Бурятской АССР Георгия Стефанеску, 100-летие со дня рождения которого отмечали в сентябре, передал в музей фотоальбом отца, в котором все систематизировано по спектаклям, фото актеров и те роли, которые они сыграли в этой постановке, бесценный материал, также два фотоаппарата отца, на которые он снимал спектакли – ведь Стефанеску был не только артист, но и фотограф, благодаря ему сохранилось столько фотографий тех лет. Сегодня в музее есть личные архивы народных артистов России Клавдии Никулиной и Иннокентия Юхневича, народного артиста Олега Мезевича, заслуженного деятеля искусств БМ АССР Григория Иофина.
– Чем отличается театральный музей от других?
– Театр – это живой организм, творчество, которое нужно суметь запечатлеть и сохранить. После художника остаются картины, после писателя – книги, после скульптора – скульптуры, все виды искусства оставляют материальное воплощение. В театре этого нет. Спектакль – это то, что происходит здесь и сейчас. И нам в первую очередь нужно зафиксировать этот неповторимый момент. Конечно, это фотографии, программки, но важны и впечатления, эмоции. Как их передать, как «законсервировать»? Сложно... Важен и вещественный фонд: костюмы, реквизит, парики, эскизы, макеты – все это создает визуальную картинку. Поэтому театральному музею важно сохранить то, что есть, то, что было, и транслировать дальше. Наш театр возник не сегодня, это старейший профессиональный коллектив в Бурятии, поэтому важно знать, помнить и доносить до общественности.
– Интересно ли это широкому кругу зрителей, или только театралам?
– Мне кажется, конечно, интересно многим. Наш музей удачно расположен – на первом этаже, в зрительской части, и зрители перед спектаклем или в антракте могут познакомиться с его экспозицией. Я вижу, с каким интересом они рассматривают, фотографируются, как реагируют на костюмы, это порой такая живая реакция: «Как красиво!», «Круто!». Часто обращаются группы разных возрастов и сфер деятельности провести экскурсию.
– Какими проблемами живут театральные музеи?
– Проблемы у многих схожи: фондовая работа, на которую подчас не хватает времени, маленькие помещения, у многих театров просто нет возможности организовать музей из-за недостатка площадей, а театральные архивы располагаются в маленьких комнатках, у кого-то и ставки такой нет – заведующий музеем, поэтому часто этой работой занимаются завлитчастью, помощники режиссёра и другие энтузиасты своего дела. Но есть и такие театры, которые имеют по несколько сотрудников музея, постоянно участвуют в форумах, семинарах.
– В чем видите развитие музея?
– Нашему музею в этом помещении 4 года, конечно, хочется обновления экспозиции, но тут мне бы не помешала помощь художника, а сейчас у нас пока нет главного художника. Необходимо развивать проектную деятельность, которая направлена на популяризацию театра. Мы проводим самые разные мероприятия – в декабре у нас традиционно проходит «Месяц истории театра» ко дню рождения ГРДТ, проводим встречи, беседы, экскурсии, конкурсы. В прошлом году к юбилею устраивали конкурс сочинений среди школьников, по итогам которого проводили «Бестужевские чтения». В этом году будем проводить конкурс рецензий среди студентов БГУ, выставку полиграфической продукции совместно со ВСГУТУ и конкурс экскурсоводов, участниками которого станут студенты ВСГИК. Планируем выставку театральных афиш.
– В театре хорошо развита экскурсионная деятельность?
– Да, у нас несколько экскурсионных программ, посвященных артистам, театральным деятелям, Николаю Бестужеву, истории, жизни театра. По постоянно действующей экспозиции музея провожу экскурсии в основном для тех, кто приходит на спектакль – перед показом, мы знакомимся с историей театра. Есть экскурсия по закулисью для школьников и не только. Там мы исследуем потаенные уголки театра, куда обычно зрителям проход воспрещен – костюмерный, бутафорский, пошивочный цеха, гримуборные, заходим на сцену, если нет репетиции, бываем под сценой, знакомимся с оборудованием, в гримцехе примеряем парики, усы, бороды... Вся экскурсия длится примерно полтора часа. В прошлом году приезжали студенты из Читы вместе с педагогом, специально чтобы познакомиться с нашим театром и спектаклями. Для малышей провожу экскурсию-беседу «Вы пришли в театр» – знакомство с театром, театральным этикетом.
– Как можно попасть на экскурсии?
– По предварительной договоренности, на нашем сайте есть раздел «Музей», там вся информация.