Художница из Бурятии: «Национальный колорит очень востребован и интересен на западе»

О своем творчестве и планами на будущее Номин Базаргуруева поделилась с «МК в Бурятии».
Баярма Сунгрупова, газета "МК в Бурятии"
526

Номин 24 года, родилась и выросла в поселке Агинское Забайкальского края. Окончила школу искусств имени Базарсадаева и колледж Петербургской моды по специальности «Изготовление изделий из ткани с художественной росписью».

— Расскажите, в какой технике выполнены ваши произведения.

— Я занимаюсь росписью по тканям в технике батик и росписью акриловыми красками. Больше всего мне нравится парча, которая здесь представлена, также мне импонируют шифон, креп-шифон, органза, такие летящие струящиеся ткани. Рисование на тканях — ручная работа, в которой есть определенная поэтапность. Ведь ткань — это непростой материал, никогда не знаешь, как может лечь тот или иной оттенок при высыхании. Когда наносишь один слой краски, он может выглядеть так, а потом, когда высыхает, — по-другому. Я люблю работать в этой технике, особенно нравится результат после окончания работы. По моим ощущениям, работы в технике батик получаются такие живые, настоящие, сказочные.

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— О чем ваша выставка, что хочется передать зрителям?

— Своим творчеством я хочу подчеркнуть и передать уникальность бурятской культуры, ее утонченную красоту. В серии работ, выполненных на парче, я раскрываю силу, красоту наших бурятских красавиц и рассказываю о себе и тех людях, которые меня окружают, которыми восхищаюсь. Это сильные, красивые, умелые и талантливые женщины. Одна из работ передает образ прародительницы хоринских бурят — Хун шубуун. Также представлена серия платков с изображением цветка лотоса. Первый платок был выполнен на шелке в подарок для моей мамы. Он для меня очень ценен и называется «Цветы для Сэсэг». Это полотно послужило референсом и для других работ. Топовая моя работа под названием «Дороже золота» выполнена на заказ девушке, которая создавалась нами совместно. Поэтому получилось передать те эмоции, которые она хотела бы отразить. На картине изображена ее семья с ребенком, образ которой она увидела, когда направилась к лику Богини Янжимы. Для меня это важно, потому что тема семьи красной нитью проходит через все мои работы, и эта картина сейчас радует молодую семью.

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— В чем еще выражается ваше творчество?

— Я принимаю участие и в росписи изделий и статуй для буддийских дацанов. В 2019 году, когда я приехала домой, меня попросили поучаствовать в реставрации Агинского дацана, там я расписала обрядовый барабан. Он сейчас висит в дацане и когда я его посещаю, очень радуюсь и горжусь собой. Так практически каждый год я принимаю участие в создании буддийских скульптур. А недавно мы отправили в Янгажинский дацан статую Пандито Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова, которую создали реставраторы Ивановы — Жаргал Мэлсович и Валентина Галсановна. Мне очень приятно приложить руку к этому замечательному произведению искусства, я выполнила роспись одеяний и головного убора Хамбо-ламы и детали одеяний Калачакры.

В своих работах я использую не только ткани, но и разные материалы. Также рисую на холстах, на дереве, пробую себя в диджитал-направлении. На выставке представлены работы, выполненные в иллюстраторе, где я взяла за основу три узора и распечатала такие своеобразные постеры. Это довольно сложная и кропотливая работа. Я нахожусь в постоянном творческом поиске, вдохновляюсь заграничными и местными иллюстраторами. Например, мне очень нравятся работы сестер Ирины и Ольги Ертахановых.

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— Как на западе оценивают бурятское искусство?

— Я постоянно нахожусь в творческой среде художников и людей искусства. Мои интересы многие поддерживают и интересуются нашей культурой, традициями, обычаями. Когда я училась в Агинской школе №2, участвовала в научно-практической конференции «Шаг в будущее» при университете им. Баумана, представила там коллекцию национальных стилизованных костюмов. Помню, экспертное жюри было в восторге от моих работ. В результате я получила гран-при. То есть этнический колорит очень востребован и интересен на западе. Также я недавно была на выставке Зорикто Доржиева в Санкт-Петербуге. И эту выставку продлили еще на какое-то время, настолько она была интересна столичным зрителям. Мои земляки и просто творческие люди — многие посетили эту выставку и были в восторге от нее.

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА.

— Хотели бы свою выставку открыть в Санкт-Петербурге?

— Я думаю со временем и там будут проходить мои выставки. Для этого нужно заработать себе имя, бэкграунд, чтобы можно было о себе громко заявить. Но для начала можно поучаствовать и в групповой выставке. В Петербурге много галерей и они сотрудничают с разными художниками. Я часто хожу на выставки и творческие мероприятия. Там классная атмосфера. В этом направлении есть некоторые идеи и мысли.

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— Какие творческие планы на будущее?

— Сейчас я живу в Санкт-Петербурге и учусь на иллюстратора, свои знания применяю на практике, стараюсь развиваться дальше. Есть коммерческие предложения. Например, в области диджитал у меня есть заказы на иллюстрации. В Москве мне предложили поучаствовать в разработке постельного белья в национальном стиле. Мне кажется, что процесс развития в творчестве — это бесконечный процесс, ведь на свете столько всего интересного. Ничто другое мне не нравится так, как рисовать и ничего меня так не заряжает, как творчество. Поэтому я хотела бы свою жизнь посвятить искусству. В душе мне очень хочется сохранить и передать людям красоту этнических мотивов и бурятских узоров.

Благодарю всех, кто поддержал в открытии моей первой выставки, директора центра современного искусства «Залуу» Аюну Цыбикдоржиеву и всех, кто пришел познакомиться с моим творчеством.

Комментарии

Евгений Болбосоев:

— Выставка Номин — итог плодотворной работы вдали от родины. Ее творчество неразрывно связано с малой родиной, агинскими степями, бурятской культурой. На персональной выставке представлены зрителю ее сокровенные чувства и размышления, а юный возраст и смелый творческий задор несомненно подкупают своей искренностью и любовью к родным мотивам. Желаем смелых творческих открытий и высот, благодарных почитателей творчества и вдохновения.

Мария Амгаланова:

— Столь юная художница смогла в своих работах представить такую глубину, такой символизм и самобытность нашей бурятской культуры. И это, на самом деле, не всегда подвластно даже зрелым художникам. В первую очередь это заслуга семьи и родителей, которые смогли взрастить то, что мы сегодня можем видеть. Более всего меня впечатлили произведения — общечеловеческие жизненные ценности, без чего этого мира не будет. Номина — прекрасный пример того, как наша национальная бурятская культура продвигается на запад. Желаю, чтобы первая выставка стала большим стартом в ее жизни.

Читайте также