Известный бурятский режиссёр Олег Юмов и специалисты Республиканского центра народного творчества (РЦНТ) представили этот проект с одной единственной целью, показать, что деревня – это детство города, те корни, без которых мы рискуем просто исчезнуть в потоке общей истории. Об этом и многом другом в материале газеты «Бурятия».
– Сейчас очень много разговоров о том, что деревня исчезает. Насколько я знаю, вы беретесь за дело тогда, когда видите что-то новое. Что нового в проекте «Хроники исчезающих деревень»?
– Это не просто разговоры. Ежегодно по всей России из села в город уезжают около 200 тысяч человек, такова статистика. Возьмём, для примера, нашу, в своё время крупную и успешную деревню Цолга в Мухоршибирском районе, где ещё в начале 90-х проживало около 1200 человек. Сегодня там прописано примерно 400 человек, только прописано! Реальных жителей куда меньше, раза в два. Вот такая реальность. Наш проект охватывает 11 деревень Бурятии. Это уникальные по-своему, самобытные и постепенно исчезающие поселения.
Я сам деревенский, и тема деревни мне очень близка. Это первое. Во-вторых, ещё во времена студенчества в Москве мне довелось посмотреть в театре-студии Петра Фоменко легендарный спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» по пьесе Бориса Вахтина. Спектакль произвёл на меня огромное впечатление. Позже в театре Бурятской драмы я пытался воплотить этакий бурятский ремейк той постановки, но по разным причинам не срослось.
– А как срослось с «Хрониками исчезающих деревень»?
– С «Хрониками…» срослось благодаря моему сотрудничеству с Республиканским центром народного творчества. В РЦНТ я периодически провожу мастер-классы для тех, кто работает в народных театрах Бурятии. А народные театры иногда выдают такое, что их профессиональным коллегам и не снилось. Поэтому лично мне работать с народными театрами всегда очень интересно.
Год назад я предложил директору РЦНТ Жаргалме Анзановне Архинчеевой провести фестиваль спектаклей народных театров, обязательно на тему из жизни родных сёл и деревень. И вот спустя год, в Год театра, руководству РЦНТ удалось выиграть федеральный грант на воплощение нашей идеи.
– Что представляет собой этот фестиваль?
– Идея постепенно разрослась и теперь включает в себя три этапа: показы спектаклей народных театров, премьеру документальных фильмов и фотовыставку о жизни исчезающих деревень.
– По какому принципу выбирали эти деревни?
– Изначально мы разослали по всем районам Бурятии положение о проведении конкурса и планировали выбрать девять деревень. Но интересных заявок было так много, что в итоге отобрали одиннадцать поселений. Большинство наших деревень возникли как коллективные хозяйства в советское время, и теперь исчезают в силу сугубо экономических причин. Но фестиваль о другом. Особое внимание мы уделяли культурной и духовной составляющей, реальным живым уникальной хроники. Так и возникла идея помимо спектаклей представить докуменисториям, что можно отобразить в виде тальные фильмы и фотовыставку.
Вообще ответ на вопрос «почему исчезают деревни?» очевиден. Колхозы стали нерентабельными, и в нынешних условиях человек не может или думает, что не может в полной мере воплощать в деревне свою жизнедеятельность. Сегодня жить в деревне может позволить себе только настоящий бизнесмен, крестьянин с мёртвой хваткой, таких ещё недавно называли «кулаками». А «кулаков» у нас в своё время извели. Посему, отток из деревень будет продолжаться до тех пор, пока не созреет новое поколение этаких «кулаков». Но к тому времени, когда оно созреет, что останется?
– Эту мысль и попытаетесь донести до зрителя фестиваля?
– Как много у нас сегодня проектов, посвящённых деревне? Их фактически нет. Нет деревни в современной литературе, нет её и в живописи. Мы лишь констатируем иногда, что деревня умирает. А что такое деревня?
Если говорить без ложной патетики, то наш проект – это ода деревне. Лично я воплощал его не как художник или режиссёр, что берётся за дело с целью самоутверждения. В процессе воплощения этого проекта я попытался чему-то научиться, что-то увидеть, почерпнуть и уложить в сознании.
Например, знали бы вы сколько диалектов мы открыли для себя в процессе работы над этим проектом, все они будут представлены на фестивале. Будут там уникальные диалекты бурят рода «хонгодор», исчезающие диалекты иркутских бурят, сартулов, сонголов, хори. Этакой фишкой фестиваля станет материал, раскрывающий зрителю тонкости говора старообрядцев из деревни Ягодное. Какой житель Бурятии не был на озере Щучье? Но кто знает о том, что неподалёку от этого озера находится столь уникальная, самобытная деревня старообрядцев? А ещё будут интереснейшие материалы о культуре эвенков и фильм, и спектакль на эвенкийском языке.
Не всё из задуманного нам, к сожалению, удалось, но определенный документ времени мы создали, причём, создали его в той форме, что будет понятна простому зрителю. В общем, мы понимали, что подобные материалы нужно делать так, чтобы их ценность с годами только возрастала.
– А как вы относитесь к той мысли или той позиции, согласно которой время нынешних деревень ушло? И то, что уходит, просто должно уйти?
– Мы иногда дискутируем на эту тему с коллегами по цеху, дескать, зачем нужно думать о сохранении языка и своей исконной культуры в эпоху глобализации? Лично я не представляю свою жизнь без родного языка и своей исконной культуры, для меня – это тот генетический и культурный код, с которым я иду по жизни. И я не могу позволить себе откреститься от своего исторического прошлого.
Мне очень нравится выражение, которое появилось по ходу реализации этого проекта «деревня – это детство города». Возьмём, к примеру, наш родной Улан-Удэ. Чего греха таить – ведь это большая деревня. И вся наша Бурятия одна большая деревня, если посмотреть отстраненно, издалека. Я это не с высока говорю, наоборот, в том смысле, что нам нужно этим гордиться.
На самом деле именно в эпоху глобализации особенно важно оставаться самим собой. Если когда-нибудь на планете Земля и произойдёт полное слияние всех наций – это, наверняка, случится по принципу «выжили сильнейшие». Следовательно, отказываясь от своих корней, мы обрекаем себя на добровольное исчезновение.
– На фестивале будут представлены одиннадцать документальных фильмов. Каждый из них так или иначе снят с вашим участием. Много ли общего между телевизионной документалистикой и театральной режиссурой?
– Любая творческая вещь, будь то документальное кино или анимация, спектакль, художественный роман или картина – это все история, драматургия. Просто средства выражения разные. Кто-то это делает через камеру и монтаж, кто-то через театральную коробку, а кто-то пером или кистью.
В формате документальных фильмов мы постарались выразить драматургию простых людей, что живут в деревнях и являются носителями тех уникальных традиций, что постепенно исчезают. Это характеры, судьбы, судьбы конкретных людей и конкретных деревень. Всё очень важно подать правильно, без вольной трактовки, что искажает суть. Это огромная ответственность и огромный труд. Мы не самоутверждаемся этим проектом, мы создаём документ времени, а может даже и памятник.
– Чем планируете заняться после этого проекта?
– Пока не думал об этом. Я везучий человек в том смысле, что могу позволить себе заниматься своим делом без тычков в спину. Бывают взлёты, падения, кризисы случаются, как без них, но всё это мой выбор и мой бесценный опыт. Я не представляю себя офисным работником, например…
– Или политтехнологом…
– Мне удаётся избегать насилия над собой во всем, что я делаю. И если честно, меня раздражает этакое клеймо «творческого человека», мол, вот вы такие, в облаках витаете, вдохновения ищете и так далее. Любая творческая профессия – это очень конкретная работа. Есть конкретный образ, который ты видишь, чувствуешь, и этот образ тебе нужно передать через своё мастерство. Возьмём тот же спектакль: ты здесь и организатор, и менеджер, координатор такого масштабного процесса, что нужно представить, охватить, прожить. И так по жизни, я делаю то, что в силах охватить и прожить.