​Сказка о вечном

В Бурятском драмтеатре прошла премьера перформанса «Алтан Сэсэг» («Золотой цветок»).
Антон Иршутов, Буряад Үнэн
147

Закрытый показ состоялся 1 декабря не на сцене, а на импровизированной площадке в фойе Бурдрамы. Светомузыкальное представление создано на средства гранта по поддержке молодой режиссуры Российского фонда культуры. На премьере побывал и корреспондент «Бурятии».

В поисках талантов

 «Алтан Сэсэг» - совместный проект Бурятского академического театра драмы и  региональной общественной организации «Байкальский культурный форум». Руководитель последней, член Союза композиторов РФ, замдиректора БГАТОиБ Давид Дондупов поделился подробностями о том, как появилась задумка столь необычного представления.

Отметим, что общественная организация «Байкальский культурный форум» поддерживает проекты в сфере всей культуры, не только театров, но и различные творческие союзы. За год своего существования она выиграла два федеральных гранта: фонд президентских грантов и российского фонда культуры, а также республиканский грант правительства и администрации РБ в рамках поддержки и сохранения бурятского языка на оркестровку песен бурятских авторов.

- Что же касается нынешнего перформанса, то Российский фонд культуры предоставляет гранты по нескольким направлениям, в том числе и по линии театрального искусства, - говорит наш собеседник. - Я подал заявку в рамках «Поддержки молодой режиссуры» на проект, который придумала режиссер Сойжин Жамбалова. Она сотрудничает и с БГАТОиБ. Драматические спектакли Сойжин отличаются музыкальностью, поскольку помимо театрального, у нее есть музыкальное образование. Все это она использует в своих постановках, что становится таким фирменным стилем, дает дополнительный эффект. На репетициях я видел, как бережно она работает с фольклорным материалом, хорошо разбирается в бурятской народной музыке, классической.

Спектакль «Алтан Сэсэг» предназначен, прежде всего, для детской  публики, для семейного просмотра. Кроме того, немаловажным было показать бурятскую культуру в современном преломлении. С одной стороны - народное бурятское искусство, в основе - фольклорные мотивы, с другой - современный режиссерский и художественный взгляд. Художником Сойжин пригласила специалиста из Москвы Ольгу Богатищеву, недавно закончившую ГИТИС. Композитором выступил Дахалэ Жамбалов, также исполнивший в постановке одну из главных ролей.

Камерный спектакль рассчитан на 30-50 человек, поэтому выбрана не академическая сцена, а локация в фойе театра. Спектакль предполагается как «кочевничий»: мобильная конструкция, небольшой состав артистов, который позволит в будущем показывать его на различных площадках. Проект, как полагает Давид Дондупов, будет интересен не только жителям Бурятии, семьям с детьми, но и далеко за ее пределами.

Синтез искусств

По словам самого режиссера, для нее и для команды, работавшей над перформансом, это был новый и интересный опыт.

- Это не совсем спектакль, в привычном понимании. Здесь мы синтезируем несколько жанров и направлений. Основа - это художники, которые на протяжении всего действия рисуют на стенах юрты.  Зрителей я бы предупредила, что это действо не предполагает каких-то психологических линий персонажей, погружения в сюжет. Оно построено на ассоциативных, атмосферных этюдах, которые дают возможность  ребенку дофантазировать историю по-своему, - отмечает Сойжин.

В основе постановки не совсем фольклор. Философская  сказка «Алтан Сэсэг  Хүлтүүг хоёр», написанная самим режиссером - история  о  вечной любви  и вечной разлуке одуванчика Алтан Сэсэг и ветра по имени Култук.

- Да, я понимала, что мне нужна бурятская сказка, очень долго искала материал. Не найдя подходящую историю для моей задумки, начала писать сказку сама, основываясь на легенде и притчевости, - признается Сойжин.

В итоге режиссер написала каркас сказки, который затем, вместе с актерской командой додумывали, как бы начиняли сюжет подробностями.

- Это было самое главное условие. Артисты, которые становятся твоими соавторами. Жанр перформанса подразумевает свободу действий и полет фантазии всей творческой группы. Я понимала, кто из артистов точно отзовется на такие вещи. Понимала, что у меня есть определенная задача, и как ее воплотить. В ходе подготовки к перформансу актеры сочиняли стихи, писали эскизы картин, придумывали образы и этюды, на ходу писали музыку. Карантин с одной стороны жутко мешал, но другой - подстегивал не терять форму. То, что мы показываем - результат мучительного процесса с большими преградами. Хотя в итоге получилось достаточно легко и воздушно. Важно было поговорить со зрителем на понятные и простые темы, но такими разными способами, разными языками.

Ставить для детей сложно, нужно понимать психологические моменты, чтобы воздействовать на них эмоционально, интеллектуально. Если раньше детские постановки для Сойжин, по собственному признанию, были «темной историей», то со временем она поняла, насколько это безумно интересный и увлекательный процесс, имеющий свои особенности и преимущества.

- Дети способны воспринимать то, на что наш рациональный взрослый мозг не способен. Сердце же ребенка и сознание ребенка может воспринимать и понимать намного больше, - уверена режиссер.

В мире фантазии

Как уже сказано, достоинство и уникальность постановки – в синтезе разных видов искусств, которые в полной мере создают визуальный мир, картинку в восприятии зрителя. Жанр «перформанс» подразумевает отсутствие точного стиля, точнее синтез всего, где грань между серьезностью и несерьезностью, правдой и фантазией становится зыбкой. Сменяющееся музыкальное настроение сдобрено, иной раз, гротескным, почти цирковым юмором, иной раз, пронзительной грустью. Идеи понятны без слов, если суметь выйти за грань невидимого горизонта, увидеть и прочувствовать их внутренним взглядом, открытым сердцем, так присущим детям.

Идейный центр постановки – юрта, традиционное жилище бурят, которое представляет собой монгольский мир с его глубоким пониманием жизни, созерцания, размеренного бытия и, одновременно, ликующего духа кочевников. И на стенах этой юрты вслед за повествованием притчи появляются картины из жизни главной героини, ее история, страхи и чистые помыслы, стремление быть с любимым. Они – разделенные, казалось бы самой вечностью, на фоне непрерывного естественного цикла.

Нити, буквально опутывающие героев, театр теней, живая игра актеров и свет, символизирующий естественное начало, проекции на стены юрты – все это дает понимание о том, какой трагической и одновременно прекрасной бывает жизнь. Авторы признаются, что черпали вдохновение в японской анимации, что заметно в образах и костюмах, а пантомима словно сошла из немого кино. Бумажные самолеты, падающие на землю, как олицетворение ужаса войны и оригами из журавликов, как символ надежды. И, конечно же, бурятский язык, как культурный и национальный код.

 

Время остановить невозможно, но в истории, изображенной посредством музыки, живописи, актерского исполнения и визуальных эффектов, нет начала и конца, и сам зритель в своем восприятии дорисует свой собственный финал.

- Конечная точка любого представления – встреча со зрителем. Мы тоскуем по зрителю. Особенно остро ощущается сейчас, в это странное время, когда мы лишены  возможности увидеться. Ведь именно в момент встречи возникает та особенная магия. Тогда мы в полной мере понимаем, что произошло, что за историю мы придумали и сочинили, насколько это важный диалог со зрителем, в нашем случае - с юным. Если говорить про конечную цель и результат нашей работы – то нам до этого нужно еще дожить, - смеется Сойжин. - Сейчас мы сами для себя подытожим некий промежуточный итог нашей работы. Здорово, что, несмотря на пандемию, у нас есть возможность творить. А в перспективе  - понимать, что обязательно будет свет в конце туннеля, что, двигаясь к нему навстречу, ты наконец придешь к своим зрителям. Я очень благодарна «Байкальскому культурному форуму», благодаря которому проект в итоге и состоялся. Благодарна художнику Оле Богатищевой за эту прекрасную задумку, артистам и всему нашему театру, которые поддержали эту идею.

Несмотря на то, что премьера «Алтан Сэсэг» прошла в закрытом формате, перформанс будет адаптирован и скоро станет доступным онлайн для широкого зрителя.

Читайте также